Потребительские цены в США стабильно растут, несмотря на агрессивное повышение процентной ставки ФРС. После выхода последней статистики рынок ожидает, что ставку к концу года поднимут еще выше.
Как делать деньги из денег
Лучшее об инвестициях за неделю — в вашей почте каждый понедельник. Бесплатно.
Базовая инфляция снова растет
13 октября в США вышла статистика по потребительским ценам за сентябрь. Основная инфляция (CPI) в годовом выражении снизилась с 8,3 до 8,2%. Это ниже июньского пика в 9,1%, но выше ожиданий в 8,1%.
С базовой инфляцией (core CPI) все сложнее. Этот показатель, который не учитывает цены на еду и энергию, поднялся с 6,3 до 6,6%. Это рекорд за 40 лет. И это тоже выше ожиданий в 6,5%, а еще намного выше цели ФРС в 2%.
Рынок акций на последнюю статистику отреагировал необычно. На открытии торгов S&P 500 упал до 3500 пунктов — снижение на 2,2%, — а потом отыграл падение и даже закрыл день в плюсе на отметке в 3670 — прибавил 2,6%.
У такой высокой внутридневной волатильности может быть много причин: сбои торговых алгоритмов, шорт-сквизы, игры спекулянтов или что-нибудь еще. Но важно другое: уже десятый месяц S&P 500 в нисходящем тренде, а инфляция по-прежнему остается устойчивой.
Акции падают, потому что ФРС проводит жесткую политику и за счет высоких ставок хочет замедлить рост потребительских цен. С начала года центробанк уже поднял ставку с 0,25 до 3,25%.
До конца 2022 года ФРС проведет еще два заседания: в начале ноября и в середине декабря. По данным биржи CME Group, до выхода статистики по инфляции инвесторы закладывали повышение ставки на 75 и 50 базисных пунктов, а теперь — дважды на 75, до 4,75%.
Ситуация на рынке труда
Появился первый и пока неоднозначный признак того, что рынок труда начал охлаждаться: в августе число вакансий в несельскохозяйственном секторе сократилось на миллион. Неоднозначный, потому что вакансий по-прежнему намного больше, чем безработных: 10 против 6 млн.
Другая статистика подтверждает, что пока рынок труда остается сильным. Так, в сентябре число занятых в несельскохозяйственном секторе увеличилось на 263 тысячи, до 153 млн. Даже в периоды экономического роста, например до пандемии, это число обычно увеличивалось на 100—200 тысяч.
Безработица остается одной из самых низких за 50 лет: с марта она держится в районе 3,5—3,7%. Компании не спешат сокращать сотрудников, несмотря на спад деловой активности и ВВП в первом и втором кварталах на 1,6 и 0,6%.
В сентябре глава ФРС Джером Пауэлл признал: рынок труда перекошен в сторону соискателя. Это ускоряет рост зарплат и поддерживает инфляцию. Другими словами, это еще один аргумент для ФРС повышать ставку.
S&P 500 и «средний» медвежий рынок
S&P 500 упал уже на 23% с январского пика в 4800 пунктов. За последние 20 лет индекс терял больше только в кризисы 2001, 2008 и 2020 годов. Будет ли индекс падать дальше, зависит от того, какой ценой ФРС победит инфляцию: с кризисом или без.
А вот на медвежьих рынках с рецессией S&P 500 обычно теряет около 42%. Это значит, что с текущего уровня индекс может упасть еще на 25%, до 2800 пунктов. Поэтому заходить в ETF или акции США стоит с пониманием того, что акции могут уйти ниже.
Конечно, нет гарантий, что в этот раз все пойдет по «среднему» шаблонному сценарию. Именно поэтому рассчитать точную дату разворота и поймать дно рынка почти невозможно.
Вероятно, какую-то ясность по части акций внесет новый сезон отчетов. Его на этой неделе открыли PepsiCo, TSMC, Delta, а еще крупные банки. Сегодня именно корпоративные результаты и данные по инфляции — это основные аргументы в пользу роста или спада на рынке.
Реальная доходность акций
Напоследок о том, что часто забывают: про номинальную и реальную доходность акций.
В 2020 году, чтобы поддержать экономику в кризис, ФРС снизила ставку до околонулевой и начала проводить мягкую политику. По этой и еще другим причинам инфляция сильно выросла: с февраля 2020 по октябрь 2022 года потребительские цены прибавили 15%.
За это время S&P 500 вырос с 3230 до 3670 пунктов, на 14%. И если поправить номинальный рост на инфляцию, то доходность упадет до −1%. Даже с учетом дивидендов она будет немногим выше нуля. В результате инвестор, который купил индекс в феврале 2020 года, за время пандемии ничего не заработал.
Когда инфляция только начала разгоняться, можно было услышать мнение: рост потребительских цен — позитив для акций. Логика такая: цены растут, поэтому доходы и акции компаний тоже будут расти. Но это не совсем так, и вот почему:
- На экономику и корпоративные доходы позитивно влияет только умеренная инфляция. Если она слишком высокая, то потребители могут сократить расходы, и рентабельность компаний упадет.
- Как показал 2022 год, высокая инфляция может заставить Центробанк агрессивно поднимать процентную ставку. А это плохо не только для экономики, но и для акций компаний.
Новости, которые касаются инвесторов, — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе происходящего: @investnique.