После объявления частичной мобилизации с 21 сентября наблюдается спад покупательской активности. За выходные 24–25 сентября по сравнению с выходными 17–18 сентября количество чеков сильнее всего упало у автосервисов (на 21%), магазинов спорттоваров (17%), производителей ювелирных изделий и аксессуаров (13%), продавцов товаров для строительства и ремонта, а также фитнес-клубов (по 11%). Это следует из данных аналитического ресурса «Чек Индекс» оператора фискальных данных «Платформы ОФД» (обслуживает более 1,1 млн онлайн-касс в России), который по просьбе Forbes исследовал влияние мобилизации на бизнес.
«Чек Индекс» проанализировал также изменение оборотов разных сфер бизнеса. По его данным, за неделю с 21 по 27 сентября по сравнению с периодом 14–20 сентября на 23% упали продажи книжных магазинов, на 17% — магазинов канцтоваров, на 12% — фитнес-клубов и ювелиров, на 11% — продавцов мебели, электроники и бытовой техники и на 10% — кинотеатров.
Падение в некоторых из этих сфер заметили и аналитики сервиса «Контур.Маркет». Согласно его данным, у автосервисов за неделю после объявления частичной мобилизации более чем на 7% упало количество чеков и почти на 4% — оборот. У фитнес-клубов эти показатели сократились почти на 3% и 18%, у магазинов товаров для строительства и ремонта — на 11% и 10% соответственно.
СМИ также писали о падении посещаемости и выручки ресторанов. И «Чек Индекс», и «Контур.Маркет» говорят о падении количества чеков в этой сфере бизнеса. Однако, по данным «Контур.Маркета», оборот ресторанов за неделю с 21 сентября даже немного вырос — почти на 4%.
Forbes поговорил с предпринимателями из индустрий, которые сейчас переживают кризис, о масштабах потерь за последние две недели, прогнозах и планах по восстановлению.
Клиентов меньше, чек выше
Сеть автосервисов Fit Service наблюдает спад потребительской активности на протяжении всего сентября, но после объявления частичной мобилизации он усилился, рассказывает директор и сооснователь компании Данил Соловьев. По его словам, в сентябре 2022 года количество обращений клиентов в точки сети снизилось примерно на 17% по сравнению с аналогичным периодом 2021 года. Если 20 сентября количество записей по сети составляло более 4000, то к 25 сентября этот показатель сократился почти на треть. С первых чисел октября, как рассказывает Соловьев, спрос стал постепенно возвращаться на уровень конца августа — начала сентября. Тем не менее за период с 21 сентября по 4 октября показатель оказался на 8% ниже, чем за такой же период месяцем ранее, хотя осень для автосервисов — горячий сезон.
Несмотря на падение спроса, средний чек у Fit Service по сравнению с прошлым годом вырос на 35%, поэтому и выручка в сентябре 2022 года выросла, говорит Соловьев. Рост среднего чека он объясняет подорожанием запчастей вслед за их закупочными ценами, а также повышением стоимости сервисных услуг из-за роста зарплат сотрудников, возросших в цене оборудования и аренды.
Сеть автосервисов «Вилгуд», в отличие от Fit Service, после объявления частичной мобилизации в России переживает и сокращение выручки. По словам соосновательницы сети Барно Турсуновой, с 21 сентября клиентов стало «резко меньше» — примерно на четверть. На столько же упала и выручка, говорит она, не раскрывая показателя прибыли с учетом падения.
Турсунова рассказывает, что сеть работает над увеличением трафика. Но в будущем она может столкнуться и с более серьезной проблемой — нехваткой опытных сотрудников. Эта проблема есть в отрасли уже сегодня и, скорее всего, будет набирать обороты, считает она. Предпринимательница отказалась отвечать на вопросы Forbes о количестве работников «Вилгуд», уволившихся или получивших повестки после 21 сентября.
По словам Соловьева из Fit Service, на сегодня 22 сотрудника его сети, включая и автомехаников, и руководителей автосервисов, уже мобилизованы. Это менее 1% от общего количества сотрудников компании и поэтому пока не является критичным для бизнеса, говорит он. По мнению Турсуновой, последствия мобилизации сулят отрасли автосервисов падение предложения.
«Значительно меньшее зло»
Сложнее, чем автосервисам, приходится кинотеатрам. Текущий спад посещаемости в этой сфере бизнеса добавился к уже имеющемуся из-за приостановки киностудиями-мейджорами (Disney, Warner Bros., Paramount) демонстрации своей кинопродукции в российских кинотеатрах.
Владелец сети кинотеатров «Люмен Фильм» Павел Поникаровский отмечает падение посещаемости своих кинотеатров на 15–20% за неделю после 21 сентября относительно предыдущей недели. Он не видит серьезных экономических причин для такого поведения аудитории и связывает тренд с «тяжелым моральным состоянием граждан». Предприниматель признается, что это падение наложилось на еще более существенное, которое происходило после начала «спецоперации»* и от которого отрасль не успела оправиться. По словам Поникаровского, с начала 2022 года в России закрылось более 10% кинотеатров. «По сравнению с теми проблемами, которые нам принесло 24 февраля, 21 сентября — это значительно меньшее зло», — говорит он.
Поникаровский рассчитывает, что в ближайшие две-три недели посещаемость кинотеатров восстановится до показателей начала сентября. «Нельзя все время грустить — люди вернутся в кинотеатры», — оптимистичен предприниматель. Но даже если это произойдет, большинство кинотеатров в России в ближайшие месяцы «умрет», так как этих показателей будет «недостаточно для рентабельной работы отрасли», считает Поникаровский. Он допускает закрытие и собственного бизнеса: «Рисков очень много, балансировка на грани выживания».
Согласен с предпринимателем в оценках ситуации в кинотеатральной сфере и генеральный директор сети «Киномакс» Дмитрий Нартов. По его словам, в 2022 году в российских кинотеатрах стало на две трети меньше посетителей, а их выручка упала более чем на 70%. Из-за последствий «спецоперации» в конце весны и летом, в традиционно низкий для кинотеатров сезон, приостановила работу пятая часть сети «Каро». В мае 30 кинозалов закрыла и сама сеть «Киномакс».
Нартов утверждает, что не заметил значительного оттока посетителей после 21 сентября, если сравнивать с предыдущей неделей. Более того, со второй половины сентября, по его словам, ситуация в отрасли начала улучшаться относительно лета. Делать прогнозы, как ситуация будет меняться в связи с мобилизацией, Нартов не берется. «Все боялись, что в торговых центрах на входе встанут военкомы и будут ловить мужчин. И мы тоже предполагали, что это может случиться и привести к падению посещаемости. На сегодняшний день я просто не представляю, что будет дальше», — признается он.
Как и владельцы автосервисов, Нартов опасается попадания сотрудников под мобилизацию. По его словам, некоторые работники «Киномакса» уже получили повестки. «Если заберут ключевых программистов, конечно, сеть встанет после первого сбоя и до устранения сторонними силами, — рассуждает Нартов. — Пока разберутся, срок ликвидации сбоя существенно удлинится».
«Возродится культура подвальных «качалок»
Похожие сложности в 2022-м переживают фитнес-клубы. Эта отрасль не смогла восстановиться с начала пандемии, а после 24 февраля столкнулась с дефицитом спортивного оборудования и сокращением количества клиентов. Отъезд россиян из-за мобилизации усугубил эти проблемы.
Основатель сети фитнес-клубов Alex Fitness Алексей Ковалев рассказывает, что на неделе с 21 сентября посещаемость в целом по сети снизилась на 24% по сравнению с предыдущей неделей. «По моим ощущениям в популярных клубах [Alex Fitness] в прайм-тайм полупустые залы», — сетует он. Особенно заметно снижение количества клиентов-мужчин, обращает внимание Ковалев.
Обычно сентябрь-октябрь — это лучшие месяцы для Alex Fitness по продажам. Сейчас же день ото дня нарастает отставание от плановых показателей выручки, признается Ковалев. Ситуацию осложняет и то, что клиенты отказываются от продления абонементов. «На обзвоны люди реагируют нервно, даже те, кто бронировал абонементы заранее, чтобы получить скидку. Из-за стресса, который переживают люди после объявления о мобилизации, мы сталкиваемся с большим количеством негатива», — рассказывает Ковалев.
Кроме того, Alex Fitness фиксирует много возвратов действующих абонементов. О росте запросов на возврат у игроков фитнес-рынка говорит и основатель школы плавания и команды в циклических видах спорта Alpha Tri Team, член экспертного совета по культуре Молодежного парламента при Госдуме России Антон Лосев. По его словам, процент возвратов зависит от политики регионов по привлечению мужчин к частичной мобилизации. «Так, в Башкирии возвраты доходят до 30% от общего объема проданных абонементов», — утверждает он.
Фитнес-клубы тоже теряют сотрудников-мужчин. Так, в Alex Fitness к 3 октября 1% работников получили повестки, 0,7% записались в добровольцы, а 3% уволились, поскольку покинули Россию, говорит Ковалев. Владелец московской сети сайклинг-студий на условиях анонимности рассказал Forbes о том, что ему пришлось лишиться части сотрудников-мужчин из менеджерской команды: некоторые из-за мобилизации ушли в отпуска, другие переехали за границу. «Как дальше будут развиваться наши отношения, прогнозировать сложно. У нас такая сфера, где сложно наладить удаленную работу и важно личное присутствие», — отмечает собеседник Forbes. Его сеть после объявления мобилизации просела по выручке и посещаемости примерно на 30%. «Ситуация сейчас сложнее, чем во время пандемии и после 24 февраля», — резюмирует он.
Гендиректор и соосновательница компании единого фитнес-абонемента Fitmost Александра Герасимова утверждает, что, хотя в первые дни после объявления о мобилизации было затишье, в первую очередь по продажам, посещаемость осталась на прежнем уровне. Тем не менее она признает, что рынок переживает кризис: «Мы видим, что среди партнеров увеличилось число желающих продать бизнес».
Антон Лосев оценивает средний спад продаж абонементов в российских фитнес-центрах после 21 февраля в 10–25%. При этом текущее падение, по его словам, значительно больше, чем весеннее. Он прогнозирует, что рынок ждет дальнейший спад — до 40% к концу 2022 года относительно марта. Из-за этого, по мнению Лосева, отрасль ожидает полная трансформация: «Уйдут даже крупные сети, рассчитанные на средний класс, и возродится культура подвальных «качалок». Он считает, что в таких условиях выживут только клубы без кредитной нагрузки и являющиеся частью «крупных устойчивых холдингов».
«Наши покупатели уезжают»
Спад продаж наблюдают и ювелирные магазины. Основательница ювелирного бренда Avgvst Наталья Брянцева рассказывает о снижении среднедневной выручки компании после 21 сентября на 22% по сравнению с уровнем августа и начала сентября. Наибольшее падение, по словам предпринимательницы, наблюдается в Москве — на 36%.
Брянцева связывает снижение покупательской активности с «шоком от тревожных новостей» и уверена, что годового спада по выручке Avgvst не избежать. Она считает, что ювелирный рынок ждет кризис и закрытие большого количества бизнесов. Помимо последствий «спецоперации» и мобилизации, этому может поспособствовать отмена упрощенной системы налогообложения в ювелирной отрасли, говорит Брянцева. Ранее Forbes писал, что из-за перехода на общую систему налогообложения у малого ювелирного бизнеса могут существенно вырасти расходы. Основательница Avgvst тем не менее не допускает закрытия своего бренда.
Сооснователь ювелирного бренда Leta Михаил Танцура и основатель Sinitsyn Jewelry Александр Синицын говорят, что после 21 сентября продажи на несколько дней практически встали. Спустя неделю показатели начали восстанавливаться, но пока не вернулись к уровню начала сентября. «В прошлые разы было то же самое: и когда были объявлены нерабочие дни из-за коронавируса, и [когда началась «спецоперация»] 24 февраля — три–четыре дня люди в шоке, потом полегче», — описывает Танцура.
Сложнее других приходится ювелирным брендам, создающим обручальные и помолвочные кольца. Михаил Егоров, основатель одного из таких брендов, Ring Studio, рассказывает о снижении объема заказов после 21 сентября на 60% по сравнению со средними показателями в предыдущие три месяца. Он объясняет это совпадением сразу трех факторов. Во-первых, в марте Ring Studio наблюдал ажиотажный спрос на свою продукцию и связывал его со скачками стоимости драгоценных металлов и доллара. На фоне этого люди предпочли купить кольца заранее, и это привело к спаду спроса в дальнейшем. Кроме того, период с августа по ноябрь — традиционно низкий сезон для брендов свадебных украшений. Третий фактор — общая неопределенность, с которой столкнулись люди после объявления частичной мобилизации. «Свадьбы отменяются или переносятся», — констатирует Егоров.
Предприниматель не ждет восстановления спроса в ближайшее время. К низкому сезону в компании подготовились, создав запас средств, который поможет пережить октябрь и ноябрь. «Далее, если спрос восстанавливаться не будет, мы будем принимать какие-то меры, реструктурировать бизнес. Возможно, будем уменьшать объемы оказываемых услуг, изменять график работы, чтобы сохранить компанию и снизить расходы», — предполагает он.
И Егоров, и Танцура опасаются, что серьезным ударом по их бизнесу может стать массовый отъезд из России представителей креативного класса, которые являются основной аудиторией нишевых ювелирных брендов. «Мы создаем украшения для людей с определенными ценностями. И наши покупатели уезжают. Конечно, наши украшения по-прежнему можно купить с доставкой в любую страну, но за рубежом меняется и структура трат эмигрантов», — рассуждает Танцура.
По словам Егорова, если костяк аудитории бренда покинет Россию, компании придется «пересобирать не только бюджетную часть, но и позиционирование». Релокацию бизнеса основатель Ring Studio пока не рассматривает как возможный вариант решения проблемы. «Мы сильно зависим от локальных поставщиков драгметаллов. Эти партнерства выстраиваются годами — за месяц такое не повторить. Есть и ментальные различия: наше предложение вряд ли будет интересно в другой стране. Для нас возможна релокация, только если оставить здесь все и строить бизнес заново в другом месте», — заключает он.
Среди опрошенных Forbes ювелиров не заметил существенного падения спроса после 21 сентября только бренд Sokolov. Тем не менее компания наблюдает снижение спроса с начала 2022 года на 15%, говорит руководитель аналитического центра Sokolov Алина Колпакова. При этом, по ее словам, бренд не фиксирует падения в денежном выражении. Спад в офлайн-точках нивелирует рост цен, а также перетекание спроса в онлайн-каналы, говорит она.
Колпакова ожидает, что по итогам 2022 года объем ювелирного рынка в России в денежном выражении упадет на 8%. Согласно недавнему исследованию агентства INFOLine, во второй половине 2022-го на фоне миграционных процессов и частичной мобилизации сокращение продаж в ювелирной отрасли составит более 20%. В результате этого, по прогнозам INFOLIne, годовой объем рынка упадет на 11%.
«Захотят пожить здесь и сейчас»
Хотя данные «Контур.Маркета» говорят о небольшом росте оборота ресторанов в последнюю неделю сентября, собеседники Forbes из этой сферы в основном рассказывают о снижении. Так, основатель ресторанного альянса White Rabbit Family Борис Зарьков говорит, что посещаемость его ресторанов в Москве упала на 40%. Основатель группы компаний Hurma фиксирует падение на 10–25% в зависимости от формата. А шеф-повар ресторана Opus Виктор Титов говорит, что посещаемость снизилась незначительно, и пока это отклонение «в рамках статистической погрешности». По его мнению, премиум-сегмент, к которому он относит Opus, не просел.
Все опрошенные Forbes рестораторы сходятся во мнении, что ситуация быстро нормализуется. Соучредитель группы московских баров Stereo People Group (Dogs in the fog, «Техника безопасности», Stereo People) Андрей Третьяков рассказывает, что после 21 сентября наблюдал спад посещаемости на 20%, но уже с 1 октября ситуация начала выравниваться. Он уверен, что тенденция снижения не затяжная. «После 24 февраля тоже был спад на две–три недели, а потом посещаемость стала расти. К новогодним банкетам все вернется на круги своя. Гости захотят отвлечься, расслабиться, пожить хотя бы один вечер здесь и сейчас, не думать о будущем», — надеется он.
С Третьяковым согласен сооснователь группы Floo Family («Сойка напела», Floo) Станислав Коротецкий: «Возможно, трафик восстановится и даже подрастет по сравнению с сентябрем, например, в кофейнях в октябре обычно самые высокие выручки за год». Но пока предприниматель фиксирует небольшое падение продаж и связывает его не только с последствиями мобилизации, но и с погодой: «В этом году осень пока очень нетипичная: не было обычного бабьего лета. Окончательные выводы можно будет сделать только по результатам октября, когда люди придут в себя, а погода стабилизируется».
* Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.