«Если прикинуть, даже исходя из разрозненных знаний по чуринским долгам, то платежеспособностью Александр Анатольевич, вероятно, не отличается и, скорее всего, вряд ли может позволить себе «по-честному» приобретать дорогие активы… Если учесть, что ему платить за два года аренды земли в Шубино-Ганино, а это миллионов 500, плюс неустойки по невыполненным договорам на строительство, плюс за охотугодья, а «правительственная кормушка» «закрылась», и из прибыли, вероятно, лишь предполагаемый контракт по «оборонке» на 52 млн, то наверное станет понятно, почему сегодня бизнес живо интересуются вопросом, «где Саша возьмет деньги»? И ответ «нигде» для всех, видимо, напрашивается, если иметь в виду хоть какие-то какие-то законные способы», – делится мнением источник из «серого дома».
Так что последнее «чуринское приобретение» – песчаный карьер, что в микрорайоне Большая Гора (через компанию «Энерготранс-С») – может встать экс-премьеру «костью в горле», если, конечно, до полудня 20 октября, согласно условиям договора, в областной бюджет не поступит без малого 50 млн рублей (48,8 млн). А контроль за своевременным расчетом возьмут на себя доверенные лица Александра Соколова, а не вероятные прочуринские представители Минфина и глава ведомства по охране окружающей среды, о которой следует сказать отдельно.
Все в чужой карман?
Так, деятельность Аллы Албеговой, по мнению чиновников и предпринимателей, может быть заточена «в личных интересах Чурина». В чем сегодня мало сомневается кировское охотничье сообщество, ссылаясь на приобретение заводом «Сельмаш» 43 тыс. гектаров охотугодий в Богородском районе. Ранее, по слухам, называемых «шаклеинскими».
Как двумя неделями ранее сообщал Newsler.ru, в сентябре Министерство охраны окружающей среды выставило на конкурс богородские охотугодья, что вызвало в среде любителей охоты недоумение. Так как близость района к областному центру и наличие достаточной инфраструктуры (дорог, жилья, прикормочных площадок и «мест отстоя» — для воспроизводства популяции животных) позволяло Министерству неплохо зарабатывать на продаже лицензий кировчанам, предпочитающим «короткую охоту»: утром уехал – вечером вернулся.
Также немного смущала стартовая цена договора – 26 тыс. рублей, которую к концу торгов участник под номером 7 (предположительно завод «Сельмаш») поднял до 44 млн рублей. Что, в свою очередь, в разы превышало максимально возможную, по мнению опытных охотников, стоимость угодий. А когда стало известно о введении новых правил, например, якобы победитель аукциона не обязан вносить деньги в установленный срок, а не, как ранее полагалось, в течение нескольких дней, и лишь после извещения Комиссии о состоявшихся торгах (то есть условиями договора время расчета не определено), то имя Албеговой, как возможного человека, способного предоставить Чурину такие преференции, зазвучала в качестве предположения.
Вначале отнять, чтобы себе забрать?
Как оказалось, история приобретения Александром Чуриным песчаного карьера на Большой Горе не менее интересна, чем рассуждения о том, намерена ли компания «Энерготранс-С», аффилированность которой могут приписывать экс-премьеру, оплатить аренду согласно условиям аукциона.
Так, выяснилось, что последние пять лет владельцем карьера, на правах аренды, был кировский предприниматель Олег Машковцев, который, когда заканчивался срок лицензии, обратился с просьбой о ее продлении в ведомство Аллы Албеговой.
«Без объяснения каких-либо причин мне отказали, хотя это было неразумно с любой точки зрения, так как месторождение не было выработано. Меня просто послали «обращаться в суд», что я и сделал. Первую инстанцию я выиграл – суд не нашел каких-либо препятствий для продления договора, а в апелляции, куда с жалобой обратилось Министерство (читай, Албегова – прим. автора) мне отказали», – вспоминает предприниматель цепь событий.
Как пояснил Олег Николаевич, принимая решение об отказе, Арбитражный суд указал, что при эксплуатации недр были допущены нарушения, нимало не обратив внимание на то, что «недочеты» датированы еще 2007 годом, когда у карьера был иной владелец, начавший тогда же его разработку. И лишь через десяток лет Машковцев якобы выкупил бизнес, к которому нареканий не было.
Однако, как пояснил знакомый Машковцева, из числа добытчиков, по его мнению, будто бы «…Олег не захотел говорить о том, что это «Чурин его «нагнул»:
«Знаю, что были переговоры, и Олегу Николаевичу предложили отдать карьер «по-хорошему», но он отказался. И он такой далеко не один: в нашей среде всем известно, что уже два года сидит без работы Николай Каратов («Речной порт»), которому тоже не продлили лицензию, хотя никаких претензий по разработке к нему не было: Каратов буквоед и закон знает лучше, чем «Отче наш». И препятствием, возможно, был один человек, положивший глаз на его лицензию, чему могла способствовать Алла Викторовна».
Кстати, сам Машковцев, отвечая на вопрос Ньюслер.ру, был ли Александр Чурин причиной отнятия лицензии, сказал философски: «Что случилось – то случилось». И не стал подтверждать, что его «нагнули». Но и не отрицал предположение.
Кстати, тот же собеседник из числа знакомых Машковцева, пояснил, что прошедшие по карьеру торги он расценил как «веселую месть Александру Анатольевичу», который якобы «…ничего не понимает, а умеет лишь хапать». Так как, на его взгляд, «участники аукциона намеренно поднимали стоимость лота», догнав ее до 50 млн рублей: «Специально выводили на деньги», хотя «в том карьере осталось песка миллионов на 20-25». И работы там не больше, чем на год-два.
Чурин ушел, а его люди остались
Кстати, о не меньшим участии в судьбе, бизнесе и интересах бывшего уже премьера, говорят депутаты городской Думы, чаще других упоминая Анну Вершинину и Светлану Калугину, двух заместителей главы горадминистрации Вячеслава Симакова, доставшихся «в наследство» от предшественника.
«Все ожидали, что в первую очередь Симаков избавится от «наследия Чурина», хотя бы из расчета возможности самому работать спокойно, а не отвечать за чужие грехи, которых уже сегодня наделано немало. А может быть допущено еще больше, судя по тому, как и в чью пользу могут работать чиновницы», – сказал один из депутатов от оппозиции.
Напомнив, что, и временно исполняя обязанности начальника Департамента муниципальной собственности, и в нынешней роли заместителя главы горадминистрации, Светлана Калугина будто бы может игнорировать прошлогоднюю задолженность по арендной плате компании «Холдинг-Проф», которую также называют якобы «аффилированной Чурину», – порядка 10 млн рублей, за земельный участок площадью 63 гектара в микрорайоне Шубино-Ганино.
Точнее, под депутатским нажимом в Арбитражный суд направлены иски о взыскании, которые, как сказал один из депутатов Заксобрания: «Они там есть, но оставлены без движения» – так как якобы могут «изобиловать ошибками и неточностями». Что сложно не приписать возможным стараниям Анны Вершининой, бывшей судье-арбитражнице, курирующей в городе все юридические вопросы.
Более того, видимо, снова депутатам придется поднимать вопрос об взыскании арендной платы за ганинскую землю в период 2021-2022 годов, выросшей, согласно новому закону, со льготных для чуринской компании 50 до реальных 250-300 млн рублей. А также потребовать расторжения договора аренды 63 гектаров земли, заключенного администрацией с «Холдинг-Проф» на пять лет (до 2025 включительно), где застройщиком якобы не исполнено ни одно обязательство.
Интересно, что, по версии источника редакции, Вершинина якобы приватно объяснила нежелание расторгать договор с «Холдинг-Проф» тем, что «придется отдавать деньги за аренду», будто бы упомянув при том 80 млн рублей. Чем вызвала у собеседника «глубочайшее непонимание»: договор ратифицирован, почему придется возвращать оплаченную аренду?
Более того, за все допущенные нарушения компания будто бы ни разу не штрафовалась, а, напротив, когда «Холдинг Проф» вышел в суд с требованием к горадминистрации о продлении договора аренды, по сведениям источника, именно Калугина на предварительном заседании могла заявить, что «ничего не имеет против».
«По мнению оппозиции, Калугина и Вершинина, возможно, играя на стороне Александра Анатольевича, могут понимать, что в результате их «заступничества» городская казна теряет даже не миллионы, а миллиарды рублей. Но, похоже, даже при всей очевидности «ненормальной ситуации», Симаков, с которого точно спросят за вероятную «бюджетную вакханалию», не в силах противостоять «чуринским ставленницам». Так что версия, что Александр Анатольевич будто бы ни за что не платил и не собирается, сегодня остается в силе», – подвел итог своим рассуждениям депутат.