Импортные товары из Китая на российском рынке могут подорожать на 20–30% из-за резкого роста стоимости трансграничных платежей на фоне того, что китайские банки в последние месяцы все сильнее закручивают гайки в торговле с Россией. То же самое делают и банковские структуры Турции. Бизнесмены говорят, что им приходится буквально бегать по банкам тех стран, которые Москва считает “дружественными“, чтобы запускать все новые и новые сложные теневые схемы расчетов и поставок и поддерживать торговлю.
Ситуация усугубляется тем, что при насыщении внутреннего рынка Россия впала в вассальную зависимость от Китая, на который приходится почти половина российского импорта. Китайские банки в последние месяцы едва ли не каждую неделю устанавливают новые препоны для российских импортеров: сокращают предельную сумму сделок, повышают комиссии или блокируют сделки в определенных регионах страны. В Турции поступили еще радикальнее: там просто запретили работать с российскими компаниями всем банкам, кроме одного.
Чтобы обходить препоны, в ход, помимо открытия счетов на подставные фирмы и подставных лиц в третьих странах, идут совсем уж экзотические методы – например, древняя “хавала” и предложенный одним из российских госбанков “неттинг”. Опрошенные нами бизнесмены утверждают, что пока все это помогает слабо. Зато скачок расходов на обслуживание сделок взвинтил спрос импортеров на валюту, а это стало одной из причин, по которой за последние два месяца сильно упал рубль. Не говоря уж о том, что подорожание товаров на полках магазинов сделает их еще менее доступными для россиян, даже несмотря на рост зарплат, которым так гордятся российские чиновники и бизнесмены.
Без “токсичных русских“
Как в последние месяцы проходит торговля с Китаем, нам рассказала сотрудница компании, которая ввозит в Россию оборудование для пищевой и текстильной промышленности:
“Мы нашли партию оборудования в той китайской провинции, где прежде не работали. Обычно мы платили либо из Азиатско-Тихоокеанского банка (российский банк. – РС), либо из “ВТБ-Шанхай” (китайский филиал ВТБ. – РС). Но нам заблокировали этот платеж, придумав тысячу причин: мол, у вас нет бизнеса в этой провинции, нет ни юрлица, ни филиала, ни счетов, ни постоянного партнера. Думаю, они просто не хотели получить себе новых “токсичных русских”.
Дальше, продолжает наша собеседница, ее компания попробовала оплатить поставку со счета в Дубае. Этот платеж тоже был заблокирован по причине “подозрительности” происхождения денег. “В Китае финансовые власти уже знают: если деньги идут из Арабских Эмиратов, то ищи за ними русский бизнес. Кто-то хочет связываться, кто-то нет”. Но поставка оборудования была очень выгодна, и российская компания не сдалась, проявив упорство. В итоге они зарегистрировали компанию на подставное лицо в Гонконге, открыли там счет и смогли-таки заплатить китайскому производителю.
“Всё становится сложнее и дороже просто с каждым днем. Все жалуются”, – сказал нам бизнесмен, компания которого специализируется на трансграничных расчетах: “Раньше “ВТБ-Шанхай” был надежен, но теперь сталкиваемся с тем, что даже от него платежи блокируют”. “В целом до 85–90% платежей “висят” неделями. Еще весной-летом этот процент был куда ниже”, – подтверждает другой предприниматель из России. Опрошенные нами импортеры говорят, что они никогда заранее не знают, какую валюту выбрать: иногда проходит оплата в рублях, а в других случаях – только в юанях. “Есть банки, которые еще принимают юани и даже рубли, но это как правило небольшие банки, и открыть у них счета – это отдельный квест”, – говорит руководитель логистической компании.
В целом до 85–90% платежей “висят” неделями
Кроме того, российские компании все чаще сталкиваются с тем, что китайские банки ограничивают переводы круглой суммой 100 тысяч евро или 100 тысяч юаней. “Никогда не знаешь, сколько денег понадобится и по какому курсу, чтобы купить одинаковую партию, к примеру, одежды сегодня и завтра”, – сокрушается один из импортеров.
Прямые платежи в Китай используются все реже и реже, говорит другой наш источник, сотрудник одной из логистических компаний. “Связи с Россией даже китайцы не хотят афишировать, потому что грузоотправители рискуют попасть под вторичные санкции”, – добавил он. Прямые платежи пока еще возможны через Bank of Kunlun, Heihe Rural Commercial Bank и Suifenhe Rural Commercial Bank. Два последних – региональные банки. Но с ограничениями и все растущими попутными расходами – например, один из этих банков берёт 4% за исходящий платеж и 3–4,5% за конвертацию рублей в юань, говорит источник.
Китайская дружба
Нынешние крупные неприятности у импортеров начались после того, как в декабре 2023 года президент США Джо Байден дал полномочия американскому Минфину вводить санкции против банков других стран за участие в сделках подсанкционных российских лиц или за помощь в поставках для ВПК России. Именно поток товаров двойного назначения из Китая стал одним из факторов, позволяющих Кремлю продолжать войну в Украине – это в июле 2024 года впервые официально констатировал союз НАТО на саммите в Вашингтоне. Речь идет о компонентах и материалах для электроники, химии или аэрокосмической отрасли, которые можно использовать в военных целях.
После этого китайские власти ввели сразу несколько заградительных мер. Прежде всего они, похоже, всеми силами препятствуют “расползанию” российского бизнеса внутри КНР. Китайские компании, которые торгуют с Россией, в последние время часто не могут открыть счета за пределами провинции, в которой они зарегистрированы, из-за запретов властей, рассказали нам источники в торговых и логистических компаниях. “Чиновники [КНР] не хотят, чтобы торговля с нами [Россией] расширялась, пытаются локализовать “очаги импорта”, потому что боятся попасть под вторичные санкции”, – сказал один из наших собеседников в транспортной отрасли, который работает с Китаем. Все зависит от местонахождения банка и партнера: в одних провинциях власти лояльны, в других – нет, подтверждает руководитель логистической компании.
Чиновники КНР не хотят, чтобы торговля с Россией расширялась
А те банки КНР, которые соглашаются обслуживать торговлю с Россией, для проведения платежа требуют от китайских поставщиков экспортные декларации с таможенными кодами и наименованием товара, а также контракты с полной спецификацией и описанием товара. Банкам Китая необходимо убедиться, что товары не под санкциями, “но даже на этих условиях банки оставляют за собой право заморозить определенную сумму до момента физической отгрузки товара и получения экспортной декларации”, – говорит источник в транспортной компании.
Его коллега, которая занимается торговлей с “дружественными странами”, говорит, что декларации и контракты банки могут изучать неделями – и в конце концов отклонить платеж. “Сейчас товары попадают в Россию только чудом. А что будет в следующем году?” – задается вопросом в интервью Forbes совладелец ретейлера электроники DNS миллиардер Дмитрий Алексеев.
“Все выкручиваются, как могут“
Чтобы обойти “китайские барьеры”, импортеры выстраивают цепочки через другие страны, строят собственную инфраструктуру платежей, а также думают об использовании в XXI веке способов расчетов, которые применялись в Средние века.
Вначале основной надеждой российских импортеров был “ВТБ-Шанхай” – единственный российский банк с лицензией для работы на рынке КНР. После решения Байдена о санкциях за расчеты с Россией в него выстроилась огромная очередь на открытие счетов. Глава ВТБ Андрей Костин говорил, что на 1 января 2024 года у “ВТБ-Шанхай” было 1300 клиентов, а уже к лету заявки подали почти 25 тысяч.
“Мы, как и все, кто возит грузы из Китая, побежали открывать счета в этот банк”, – сказал нам сотрудник компании, которая ввозит в Россию оборудование для швейной и пищевой промышленности. Но надежды на “хаб свободных расчетов” не сбылись. Прежде всего потому, что он стал “токсичным” после того, как летом 2024 года Минфин США пригрозил санкциями иностранным банкам за работу с “дочками” российских подсанкционных финансовых организаций, включая ВТБ.
А кроме того, ВТБ, похоже, не особо справляется с ажиотажным спросом на свои услуги, поэтому решил ограничить приток клиентов заградительными комиссионными. Сейчас это от 4 до 5 процентов для отправителя и еще 1 процент для получателя платежа, плюс от 3 до 4,5 процентов за конвертацию из рублей в юани, говорит менеджер логистической компании (похожие цифры приводили и “Ведомости”). Импортеры отмечают, что они ждут новых санкций США и Евросоюза против торговли России с Китаем и не знают, будут ли после таких мер вообще возможны платежи в Китай через банки. Тем не менее пока очередь и сроки на открытие счета в “ВТБ-Шанхай” не сокращаются, сообщил нам сотрудник логистической фирмы.
Поэтому “сейчас все выкручиваются, как могут”, сказал Радио Свобода менеджер транспортной компании, работающей с Китаем. Крупные импортеры и экспедиторы создают собственную инфраструктуру расчетов, чтобы избежать всевидящего ока банковских комплаенсов и финансовых регуляторов разных стран. Есть два способа избежать прямых платежей через банки, рассказали нам импортеры. Один из них – выстраивание цепочек с одним посредником без отчистки от “российского следа”, то есть – когда виден российский грузополучатель. Второй – независимые схемы с разрывом цепочки поставщиков для полного избавления от “российского следа”. Здесь комиссии посредников начинаются от 5% плюс конвертация валют примерно 2–4%.
“Конечно, торговля с Китаем не остановится, она просто станет дороже, издержки значительно возрастут. Проблемы с платежами, которые приходится вести через третьи страны, платежных агентов, в среднем добавляют к стоимости товаров от 7% до 15%, зависит от вида продукции. Чем хуже ситуация с расчетами, чем больше давление со стороны западных регуляторов, тем издержки будут выше. Можно прогнозировать, что в ближайшее время китайские импортные товары подорожают до 20%” – такой вывод сделала в своем телеграм-канале логистическая компания Optimalog. Другие наши собеседники среди импортеров говорят, что импорт может подорожать и сильнее, до 30%.
Чтобы сдержать рост накладных расходов и обойти санкции, российский бизнес пытается внедрить “хорошо забытое старое”. Например, хавалу – систему взаимозачетов, обязательств и требований, которую изобрели в Азии еще в первом тысячелетии до нашей эры. Правда, тогда торговцы обменивались друг с другом расписками на деревянных и глиняных досках, а теперь предлагается в основу расчетов положить цифровые валюты, чтобы не “светить” расчеты перед странами Запада. Работать это должно так: торговые компании будут сообщать о долге друг другу центральным банкам своих стран, а те станут рассчитываться друг с другом на межгосударственном уровне.
Но это требует создания новой финансовой системы, а пока ее нет, “ВТБ-Шанхай” предложил российским клиентам “выкручиваться” так: самостоятельно находить и покупать “чистые” юани и приводить счастливых обладателей китайской валюты на обслуживание в российский госбанк. Чистые – то есть не пришедшие из России. Банк и импортеры надеются, что такая система (она называется “неттинг”) сможет снизить как санкционные риски, так и комиссии за платежи и конвертации.
“Бегаем по банкам“
Надежды на Турцию как еще один “дружественный” хаб для торговли с Россией тоже не сбываются. Финансовые организации этой страны блокируют платежи в Китай для поставок из КНР в Россию, а также сильно затруднили турецкий экспорт в направлении северного соседа.
При этом сами турецкие поставщики в Россию сейчас страдают еще больше, чем китайские, сказал нам сотрудник логистической компании, которая работает с Анкарой. Все турецкие банки прекратили принимать деньги из России, кроме одного – Emlak Katilim, утверждает наш источник (российские СМИ предупреждали о том, что так и будет).
Впрочем, другой российский предприниматель сказал нам, что в некоторых турецких банках платежи все-таки пока еще проходят. Выглядит это так: “Мы просто бегаем по банкам с документами на одну и ту же поставку. Отказали в одном – едем в другое отделение того же самого банка в том же самом городе. Решение принимает руководитель отделения на месте. Расходы заранее никто никогда не знает. Сегодня тебе посчитают одну комиссию, завтра другую. Сегодня разрешат перевод в одной валюте, завтра в другой”.
При этом, говорят два наших источника, Emlak Katilim и остальные банки соглашаются принимать платежи только за одежду, продукты питания, медицинское и пищевое оборудование. И только на двух условиях: если коды этих товаров не включены в санкционные списки и если товары произведены в Турции. Последнее ограничение введено, чтобы турецкие банки не использовались для платежей за поставки товаров двойного назначения из Китая и других стран.
Платить за пределы России будет все сложнее и сложнее
К норме ситуация может вернуться, только если закончится война. “Пока сохранится напряженность между Россией и США, платить за пределы России будет все сложнее и сложнее, а значит, импорт даже самых необходимых товаров будет страдать и дальше”, – сказал нам юрист крупной российской юридической фирмы, которая работает с участниками внешней торговли. А пока изменить это невозможно, считает он. Даже в тех случаях, когда “дружественные” страны публично говорят о поддержке России, их банки самостоятельно принимают решение, с кем работать.
“Они понимают, что любой банк, который торгует с Россией, может быть подвергнут санкциям. Для финансового учреждения любой страны это будет означать финансовую смерть, потому что банк под санкциями не сможет пользоваться основной мировой валютой – долларом и совершать глобальные операции”, – говорит юрист. “Оспорить включение в санкционные списки невозможно, здесь не будет никакого публичного разбирательства и апеллировать будет не к кому”, – резюмирует он. И именно чтобы не поставить под удар свой бизнес, зарубежные банки под любыми предлогами отказываются от платежей для российских импортеров даже в своей национальной валюте, говорит юрист.
Тем временем власти Китая объявили о введении с 1 декабря экспортного контроля за поставками продукции, которая может быть использована в военной промышленности. Это сделано “в целях защиты национальной безопасности и интересов, нераспространения [вооружений] и выполнения других международных обязательств, а также усиления и стандартизации экспортного контроля товаров двойного назначения”, говорится в постановлении Госсовета КНР (правительства страны).
Одновременно Турция без официального объявления запретила своим экспортёрам переправлять в Россию американскую продукцию военного назначения. Это произошло после того, как Вашингтон пригрозил Анкаре, которая не присоединилась к западным санкциям и старается соблюдать нейтралитет в российско-украинском конфликте, “последствиями” за поддержку российского ВПК.