Турция и Китай, которые воспользовались санкциями Запада против России и сильно увеличили поставки ей своих и реэкспортных товаров, в этом году заметно умерили свой торговый пыл. Угроза вторичных санкций США, с которой столкнулись их банки, подорвала экспортный бум. Из-за проблем с платежами компании стали отказываться от работы с Россией.
Китай
Сроки проводки платежей крупными китайскими банками увеличились с нескольких дней до нескольких месяцев, рассказал Reuters основатель китайской фирмы по производству электротехники, представившийся как Ван. Как объяснил ему менеджер крупного госбанка, в кредитном учреждении обеспокоены, что могут попасть под санкции США, если будут проводить транзакции с Россией.
Представитель «большой четверки» китайских госбанков сказал агентству, что его банк ужесточил проверку всех связанных с Россией операций: «Главная причина — избежать ненужных проблем». По словам этого и других источников Reuters в банковских и торговых кругах, с марта банки начали тщательно анализировать транзакции с Россией либо вовсе отказались от них.
Так же может поступить и Ван. В такой ситуации, по его словам,
«просто невозможно нормально вести бизнес через официальные каналы».
«Транзакции между КНР и РФ будут все больше идти по подпольным каналам, — говорит руководитель отраслевой ассоциации в одной из юго-восточных провинций, представляющей работающие с Россией китайские компании. — Но эти методы весьма рискованны».
В результате экспорт в Россию упал в марте на 15,7% по сравнению с тем же месяцем 2023 г., сообщал Bloomberg со ссылкой на данные китайской таможни; это произошло впервые с июня 2022 г.
Если в декабре китайский экспорт в Россию составил $10,7 млрд, то в марте, по данным Trade Data Monitor, — всего $7,6 млрд, пишет Financial Times. То есть падение составило 29%. Хотя снижение поставок частично может объясняться эффектом длинных праздников, связанных с празднованием китайского нового года в феврале, данные Trade Data Monitor указывают на сильное падение в экспорте электроники и электротехнического оборудования, а также механической продукции.
За весь I квартал поставки китайских товаров в Россию составили $24,4 млрд, увеличившись лишь на 2,6% год к году, отмечают эксперты Института Гайдара со ссылкой на данные Главного управления таможни Китая. Для Китая российский рынок сбыта остается вторичным, с долей в 3%, указывают они: «Лидирующие позиции в товарообороте Китая прочно занимают недружественные к России страны, что усиливает риски снижения поставок при угрозе введения вторичных санкций».
Между тем США в последнее время оказывают давление на Китай, в том числе публично, указывая, что за последний год он сильно увеличил продажи в Россию товаров, компонентов и станков, которые могут использоваться для производства вооружений.
Турция
Экспорт Турции в Россию рухнул в I квартале на треть по сравнению с аналогичным периодом 2023 г. и составил $2,1 млрд, посчитала FT на основании данных Турецкого института статистики. США и Евросоюз особенно активно работали с Турцией, так как именно через нее в первый год войны шел в Россию значительный поток санкционных товаров и продукции двойного назначения. Решающим аргументом стал декабрьский указ президента США о возможности введения вторичных санкций против банков других стран.
По предварительным данным Министерства торговли Турции, экспорт в Россию в I квартале обвалился на 33,7%. Аналогичное падение по итогам этого года прогнозируют в Ассоциации экспортеров машинного оборудования, насчитывающей 22 000 членов. Поставки в этом секторе могут сократиться на $1 млрд из-за «неоднозначных» и «быстро расширяющихся» санкций, особенно в отношении товаров, которые могут быть использованы для производства оружия, говорил председатель ассоциации Кутлу Каравели-оглу: «Для любой серьезной компании — производителя машинного оборудование не представляется возможным сохранять прежний интерес к России в свете возрастающего давления на банковскую систему и цепочки поставок».
Турецкие банки, правда, хорошо умеют перенаправлять денежные потоки через посредников, поэтому восстановить платежные каналы с Турцией Россия может быстрее, сказала FT Александра Прокопенко, научный сотрудник Берлинского центра Карнеги по изучению России и Евразии. Этим может объясняться некоторое восстановление экспорта в марте после январского провала. Однако это все временные решения, добавляет Прокопенко:
Россия не нашла системного решения этой проблемы.
Совокупный российский импорт, который в прошлом году восстановился практически до довоенного уровня, упал в марте 2018 г., по данным ЦБ РФ, на 18% — после стабильного февраля (+0,3%).