Когда в прошлом году ОПЕК и ее партнеры во главе с Россией впервые объявили о дополнительном сокращении добычи нефти, рынок отмахнулся от этого как от наивной затеи. Уже после начала сокращений цены еще больше упали.
Агентство McKinsey сообщило в конце марта, что мировые запасы нефти упали на 32 миллиона баррелей в прошлом месяце. Теперь, когда поступают свежие данные о спросе, цены растут. По мнению экспертов, фактором роста выступают даже не чистые сокращения производства и экспорта, а совокупность обстоятельств.
Похоже, что большинство прогнозистов проигнорировали тот факт, что ограничения производства сырья накладывают отпечаток и усиливают разрушительное воздействие непредвиденных политических событий на рыночный баланс. Если бы ОПЕК+ не снизила добычу, эффект от этих событий, вероятно, был бы более сдержанным. В условиях сокращений все необычное может привести к резкому подъему цен.
Несмотря на насмешки конкурентов из США и проамериканской МЭА, ОПЕК+ упорствовала. Это демонстративное усилие картеля продолжалось до такой степени, что некоторые аналитики отметили, что пути назад больше нет и организации придется сделать сокращения постоянными, если она не хочет, чтобы цены резко упали при малейших признаках роста производства (например, в США).
Кое-кто даже сулил ОПЕК роспуск или серьезные проблемы. Действительно, не выдержав слухов, из альянса вышла Ангола, которая, впрочем, уже, наверное, пожалела о своем решении, а эксперты, на чьем мнении это государство приняло решение, оказались посрамлены.
А потом что-то произошло – сокращения наконец сработали, рынок ощутил их. Конечно, на фоне геополитических потрясений и катаклизмов, но все же квоты по добыче были основным фактором стабилизации котировок на уровне рентабельности.
Сокращение добычи ОПЕК оказалось эффективным. Глобальный рынок либо уже испытывает дефицит, либо находится на грани перехода к нему
– полагает Майкл Сюэ, нефтяной стратег Deutsche Bank.
Упорство стран-экспортеров под эгидой ОПЕК превзошло даже титанические усилия американских сланцевиков, буквально заливших нефтью половину мира в прошлом году. Однако невозможно ставить рекорды каждый день, и сейчас американская добыча находится на спаде, пока положение картеля укрепляется.