Ценовой потолок на российскую нефть, введенный странами «большой семерки», все больше теряет свою эффективность, сообщила The Wall Street Journal. Издание обратило внимание на официальные данные, согласно которым в октябре поступления от нефти и газа в российский бюджет выросли более чем вдвое по сравнению с сентябрем, и почти на 25% — по сравнению с тем же месяцем прошлого года.
Приток доходов от нефти помогает России сократить дефицит бюджета, и, как полагают экономисты, теперь вполне возможно, что правительство достигнет целевого показателя дефицита в 2% от ВВП. Еще весной они прогнозировали, что в 2023 году этот показатель составит от 5% до 6% ВВП. Рост экспорта также помогает России снизить давление на рубль, который в последние недели стабилизировался по отношению к доллару.
Все это являет собой резкий контраст по сравнению с началом года, когда доходы от энергетики падали, подчеркивает WSJ. «Ценовое ограничение работало так, как было задумано, но теперь оно устарело», — заявила изданию глава отдела стратегии сырьевых товаров JPMorgan Chase Наташа Канева. «Надеюсь, что сейчас все убедились, что инструмент, который придумали, просто неэффективен и от него страдают конечные потребители», — подчеркнул в начале октября вице-премьер Александр Новак (цитата по «Интерфаксу»).
По мнению некоторых аналитиков, на которых ссылается WSJ, размер судоходного флота, находящегося в распоряжении России, гарантирует, что большая часть ее экспорта не подпадает под потолок цен на российскую нефть в $60 за баррель. Это вынуждает Вашингтон и его союзников обсуждать способы сделать для России более дорогостоящим эксплуатацию этих танкеров, сообщили источники WSJ. В частности, портовым управляющим предложили требовать от этих судов надлежащую капитализированную страховку для плавания в их водах. Впрочем, неясно, последуют ли чиновники судоходства в других странах этим рекомендациям США, признает издание.
Снижение эффективности потолка цен признала ранее глава Минфина США Джанет Йеллен, отметив, что нефть Urals торгуется ближе к $100 за баррель, чем к установленному лимиту в $60 за баррель. Она подчеркнула, что страны G7 готовы ужесточить правила для борьбы с уклонением от санкций, но не назвала каких-либо конкретных мер.