Ставка на будущее: Центробанк может подняться до 18% ради низкой инфляции
Автор фото: “Деловой Петербург”
Центробанк обеспокоен интенсивным ростом цен, из-за которых инфляция по итогам текущего года может разогнаться выше сентябрьского прогноза в 6–7%.
Желая ослабить её давление, регулятор скорее всего поднимет ключевую ставку на предстоящем заседании 27 октября, а значит спада экономической активности и дальнейшего роста цен на товары в аккурат перед новогодними праздниками, видимо, не избежать.
Загрузка рекламного блока…
Выхода нет
Между тем, опубликованные Центробанком 17 октября сезонно сглаженные данные по инфляции указывают на её существенный рост (14,56% в годовом выражении в сентябре против 9,42% в августе), а объём кредитов, выданных физлицам за 9 месяцев 2023 года, по предварительной оценке Frank RG, вырос на 73,9% к аппг. Наряду с длительным “проседанием” рубля, такое активное розничное кредитование и стимулируемый им конечный спрос дополнительно разгоняют инфляцию.
“Мало того, что рост цен на сырьё подстёгивает инфляцию за рубежом, самое главное — мы получаем инфляцию за счёт снижения курса рубля. Если весной закупки потребительских товаров за границей в среднем шли по курсу 78,6 рублей за доллар, то с августа по октябрь — уже по 96,8 рублей. При прочих равных, стоимость этих товаров на прилавках оказывается на 20–30% выше, чем несколькими месяцами ранее. Чтобы к февралю загасить импортируемую курсовую инфляцию, всплеск которой как раз приходится на октябрь–ноябрь, нужно, чтобы курс уже в ноябре упал хотя бы до 90 рублей. Соответственно, меры по его укреплению нужно предпринимать уже сейчас”, — подчёркивает руководитель магистерской программы РАНХиГС Санкт-Петербург “Финансовые инструменты в экономике”.
Поскольку развитие инфляционных процессов продолжается, а нынешней ключевой ставки недостаточно для торможения процессов кредитования и, соответственно, — спроса, в целом опрошенные “Деловым Петербургом” эксперты сошлись во мнении, что на предстоящем заседании Центробанк скорее всего увеличит ключевую ставку с текущих 13% до 14–15%, чтобы зафиксировать курс доллара и сбалансировать рубль.
“Думаю, самый оптимальный вариант для ЦБ — курс 80–90 рублей: инфляция снизится, импортёрам будет полегче, а экспортеры смогут по-прежнему получать дополнительную выгоду, продавая валютную выручку в России по 85–90 рублей. Да и для бюджета достаточно позитивно”, — добавляет Артём Голубев.
При этом трое специалистов допустили сценарий с “шоковым” повышением ставки до 17–18% и последующим снижением к концу года. Однако принимая во внимание возможные негативные последствия для экономики, на такой риск регулятор скорее всего не пойдёт, а максимальное повышение составит 1,5–2%. Также ЦБ может оставить ключевую ставку на прежнем уровне (например, если до пятницы курс доллара опустится ниже 95 рублей), но этот вариант кажется наименее вероятным.
Инфляция наступает
Дмитрий Прокофьев считает, что за счёт повышения ключевой ставки Центробанк прежде всего рассчитывает сократить возможности для потребительского кредитования: так люди не смогут брать деньги в долг и превращать их в товары, увеличивая спрос на потребительский импорт. В то же время рост инфляции в России, как таковой, эксперт считает закономерным явлением.
“Причина инфляции в России — системная. Она бы росла без нынешней [внешнеполитической] ситуации, но на данный момент дополнительно подстёгивается экстремальными правительственными расходами в определённых секторах. В результате в остальной части экономики, не охваченной правительственным финансированием, появляется дефицит ресурсов, который провоцирует спрос и подъём цен”, — отмечает Прокофьев.
Говоря о факторах, которые сильнее всего разгоняют инфляцию в России, основатель агентства финансовых директоров “Финсовет” Николай Ившин тоже упомянул о диспропорциях в экономике, сказал о влиянии мирового кризиса и росте денежной массы на фоне активного кредитования. При этом он обратил отдельное внимание, что ослабление рубля происходит в том числе из-за снижения внутреннего спроса и увеличения спроса на импорт.
“Это заметнее всего при анализе цен на иномарки, технику, электронику, смартфоны, привезённые фрукты и овощи. Кроме того, растут издержки некоторых производств, работающих на импортном сырье или технике, поэтому дорожает продукция. Наконец, животноводы, которые используют импортные корма, вынуждены повышать цены на мясо и молоко. Но все же я бы сказал, что инфляцию разгоняют не товары, а масса денег, циркулирующая в экономике. И ЦБ повышает ставку именно для того, чтобы уменьшить размеры кредитования и, соответственно, снизить объём печати новых денег”, — уточняет Ившин.
Кроме того, само по себе укрепление рубля в перспективе 2–3 месяцев станет ещё одним хорошим фактором для снижения потребительской инфляции. Особенно если учитывать, что доля товаров импортного производства в России по-прежнему достаточно высока. По наблюдениям директора департамента коммуникационной политики финансового маркетплейса “Выберу.ру” Анны Романенко, на текущий момент именно спрос на импортные товары сильнее всего стимулирует рост инфляции: “По данным нашего исследования, 17% россиян стали приобретать преимущественно отечественные товары, но 56% пока не могут найти российской альтернативы зарубежным товарам. При этом 27% отметили, что и до кризиса не были частыми покупателями импортных товаров”.
Игра на опережение
Недавно опрошенные ЦБ аналитики повысили медианный прогноз по инфляции на следующий год до 5,1%, (+0,6 п.п). При этом в 2025-м он должен снизиться до 4% и остаться на этом уровне в 2026 году. Поскольку зачастую меры денежно-кредитной политики носят достаточно жёсткий характер, эта задача — приоритетная для ЦБ: чем быстрее инфляция снизится до целевого показателя, тем быстрее появится возможность смягчить денежную политику и стимулировать экономический рост.
Впрочем, учитывая внешние факторы, вроде ускорения мировой инфляции, которая в скором времени “доберётся” до Китая и может пойти на второй виток в следующем году, внутренняя инфляция в России на уровне 7–8% по итогам текущего года и на уровне 5–6% — по итогам 2024-го, будет достаточно позитивным показателем, считает экономист Артём Голубев: “Главное — чтобы те меры по снижению инфляции, которые сейчас могут предпринять ЦБ и правительство, дали эффект через пару-тройку месяцев и начало следующего года прошло бы в более спокойной обстановке”.
Кроме того, влияние на российскую валюту может неожиданно оказать палестино-израильский конфликт: если с момента начала он затянется хотя бы на месяц, существует очень высокая вероятность, что стоимость нефти “может уйти хорошо за сотню”, а курс ненадолго опустится до 75–80 рублей, отмечает экономист. В перспективе ближайших 5 лет, если верить прогнозам о долларе в районе 100 рублей, этот показатель национальной валюты, скорее всего, будет самым низким. “Рубль из-за [предстоящего] подорожания кредитования должен укрепиться, но его котировки уже сейчас закладывают в себя очередное ужесточение денежно-кредитной политики ЦБ РФ в следующую пятницу. Поэтому после самого факта повышения ключевой ставки его стоимость может остаться неизменной”, — предупредил аналитик Freedom Finance Global Владимир Чернов.
Только вверх
На текущий момент изменение ключевой ставки остаётся главным инструментом денежно-кредитной политики ЦБ, однако другие меры по снижению инфляции (те же обязательства о продаже валютной выручки), не менее эффективны. Например, в случае необходимости регулятор также может проводить валютные интервенции на рынке через кросс-курс с китайским юанем из средств ФНБ, продавать ценные бумаги или повысить нормы резервирования для банков, чтобы те оставляли больше средств на его счетах.
Ожидая роста стоимости денег, замедления экономики и снижения деловой активности, предприниматели пока что просто наблюдают за происходящим со стороны. “Все ждут, как будет развиваться ситуация, появятся ли варианты льготного кредитования для малого и среднего бизнеса. Ведь чтобы кредитоваться по ставке больше 20% в текущей ситуации, нужно иметь высокую маржинальность и устойчивое понимание будущего, — констатирует Ирина Екимовских. — Есть и ещё один неприятный момент: в связи с разрывом логистических цепочек и турбулентности, у предприятий увеличился операционный цикл, что требует дополнительного фондирования”.
Поскольку повышенная ставка тормозит все виды экономики, абсолютно всё — от товаров до логистики, — в скором времени станет дороже, прогнозирует Николай Ившин: “Особенно остро это почувствуют компании, у которых нет собственного капитала: чем больше нужно выручки, тем больше приходится привлекать заёмных средств. К примеру, мы хотим запустить производство и берём кредит на 100 миллионов под 15%. Получается, мы ещё даже не запустились, а уже должны 15 миллионов, и нам негде их взять”.
Тем временем управляющий партнёр экспертной группы “Механика финансов” Константин Зусманович полагает, что негативный эффект от повышения ключевой ставки сильнее всего ощутят самые капиталоёмкие, но при этом не самые крупные предприятия. “Значительным будет влияние на среднемасштабное производство — часть того самого бизнеса, который за счёт кредитных средств финансировал рост производственных мощностей, пытаясь занять ниши, образовавшиеся из-за ухода международных компаний. Особенно болезненно это будет для тех компаний, которые чрезмерно увлеклись ростом, позабыв об осторожности и сбалансированном финансировании быстрого развития”, — предостерегает эксперт.
Согласно прогнозам специалистов, скорее всего ключевая ставка будет оставаться высокой (и довольно стабильной) до конца следующего года, пока ЦБ не заметит существенного снижения инфляции. При этом в случае повышения 27 октября первые выводы регулятор сделает где-то по итогам первого квартала, а уже ближе к лету будет решать — стоит ли осторожно двигаться в сторону снижения или ещё подождать.
“
“Повышение ключевой ставки в октябре в первую очередь приведёт к охлаждению ипотечного рынка недвижимости. Как следствие, можно будет наблюдать спад в сферах риелторских услуг и агентств недвижимости, которые работают преимущественно со вторичным жильём.
Спад может наблюдаться также в сферах инвестиций в аренду жилья. В целом стоит сказать, что повышение ставки ЦБ делает рубль дороже, а высокая стоимость кредитных денег тормозит развитие бизнеса и в целом экономический рост. Население в таких условиях, как правило, копит деньги, а не тратит. Всё это вместе замедляет инфляцию”
Владимир Холин
генеральный директор ГК Finist — страховой и финансовый брокер
“
“На фоне растущего кредитного портфеля Банк России последовательно ужесточает требования к банкам при выдаче новых кредитов. С 1 сентября были повышены надбавки к коэффициентам риска по необеспеченным потребительским кредитам. С 1 октября такая же мера введена в отношении ипотечных кредитов. При этом вряд ли можно ожидать, что изменение ключевой ставки одномоментно повлияет на курс рубля, но в перспективе нескольких месяцев это должно оказать влияние на уровень потребления и изменения соответствующей доли в импорте. Вместе с этим влияние будет оказывать проводимая правительством РФ фискальная политика в части увеличения бюджетных расходов. В текущей ситуации, для сохранения курса на отметке ниже 100 рублей за доллар, необходимо увеличение на внутреннем рынке предложения валюты. Для этих целей с 1 октября введены привязанные к курсу доллара плавающие пошлины для компаний-экспортёров, а 11 октября президентом подписан указ об обязательной продаже экспортёрами валютной выручки.
Учитывая неравномерную динамику влияющего на решения ЦБ показателя инфляции, существенного изменения в ценообразовании банковских продуктов может не произойти. Возможна пропорциональная изменению ключевой ставки переоценка стоимости банковских продуктов со сроком действия до года. Существенное изменение стоимости длинных кредитов целесообразно проводить после стабилизации инфляции и четких сигналов Банка России на смягчение денежно-кредитной политики. До конца года снижение ключевой ставки маловероятно. В качестве базового сценария можно ожидать её повышения до 15% с дальнейшим удержанием на данном уровне до достижения целевых уровней по инфляции. По данным Росстата, накопленная за 9 месяцев 2023 года инфляция составляет 4,6%. Вместе с этим, согласно проведённому в начале сентября макроэкономическому опросу Банка России, медианная оценка инфляции в 2023 году составила 6,3%. Учитывая наблюдаемое в последнее время увеличение её темпов, можно ожидать значение данного показателя в диапазоне 6,5–7% на конец года”
Павел Журавлёв
начальник отдела инвестиционной аналитики “Ренессанс Банка”
“
“Центробанк РФ может повысить ключевую ставку на предстоящем заседании, однако точные цифры сложно предсказать, это зависит от текущей экономической ситуации. Повышение ставки ведёт к удорожанию кредитования, что может снизить потребительский спрос и инвестиционную активность, замедлить экономический рост. Спрос на продукты питания, электронику и авто; увеличение средств в обороте из-за активного кредитования; товарные дефициты, вызывающие инфляцию спроса и предложения; монополия в отношении цен на определенные товары; сокращение объёмов национальных производств, падение курса рубля и растущие цены на импорт значительно разгоняют инфляцию в современной России. При повышении ключевой ставки, наиболее уязвимыми становятся отрасли, зависящие от кредитования — недвижимость, автомобильный бизнес, розничная торговля. Событиями, указывающими на возможное снижение ставки, могут быть стабилизация экономики, улучшение экономических показателей и снижение инфляции. Необходимо следить за решениями Центробанка и адаптироваться к изменяющимся условиям”
Алексей Николаев
совладелец агентства элитной недвижимости WELLSIDE
Загрузка рекламного блока…