В столице Кубы Гаване биткойн-сообщество возникло в экономически антагонистической среде.
«Сатоши не создавал Биткойн для кубинцев, но он действительно пригодится нам», — рассказал журналу Форте, соучредитель метко названной местной биткойн-организации Cuba Bitcoin.
Кубинцы обращаются к биткойнам, потому что их деньги становятся все более бесполезными. Зимбабве, Венесуэла и Ливан часто конкурируют за освещение в СМИ безудержного уровня инфляции, но кубинский песо не сильно отстает.
Кубинское песо за последние несколько лет настолько обесценилось, что мешки с наличкой становятся все более распространенным явлением среди богатых и бедных.
На практике, даже если кто-то купил Биткойн на пике бычьего роста в 2021 году по цене 69 000 долларов, его деньги в кубинских песо стоят гораздо меньше. В то время как биткойн упал на 80% до минимума медвежьего рынка, с тех пор он восстановился на 100%, а песо девальвировался на 90%.
Осознание того, что кто-то должен обменять местную валюту на биткойн, зная, что она рухнет, а покупательная способность по-прежнему сохранится, является одним из многих финансовых тревожных звонков, полученных во время работы над новым документальным фильмом Cointelegraph. Правда о биткойн-революции на Кубе.
В 2021 году я наткнулся на статью «Внутри кубинской биткойн-революции» директора по стратегии Фонда прав человека Алекса Гладштейна, в которой он объясняет, как и почему кубинцы использовали свойства Биткойна без гражданства и с низкими комиссиями, чтобы сэкономить деньги и избежать финансового гнета.
В соответствии с биткойнской мантрой Не доверяй, проверья пошёл посмотреть своими глазами то, что описал Гладштейн.
Фотоаппарат в руке с моим верным партнером по путешествиям Пако де ла Индия Рядом со мной я пробиваюсь в биткойн-сообщество Кубы, которое сейчас насчитывает тысячи энтузиастов и сторонников.
Кубинская культура
После одной из крупнейших финансовых конференций в мире, Биткойн-Майами, которая, возможно, является самой капиталистической ареной мира, Соединенными Штатами Америки, я перелетаю через Карибское море на Кубу, одно из немногих сохранившихся социалистических государств. Контраст поражает меня сильнее, чем кубинская тропическая жара.
С того момента, как я приземлился в международном аэропорту Гаваны Хосе Марти, я заметил несколько забавных особенностей: двери открываются вручную (забудьте об автоматических датчиках), регистрация и иммиграция осуществляются с помощью ручки и бумаги, а такси — это «Шевроле» 1950-х годов.
Посещение Кубы принято описывать как искажение времени. Это не гипербола; Куба не имеет доступа к мировым рынкам, финансовым учреждениям и торговле. Соединенные Штаты подвергли Кубу торговому эмбарго — самому продолжительному в современной истории — с тех пор, как островное государство национализировало американские нефтеперерабатывающие заводы в 1960 году.
В результате кубинская промышленность, экономическое производство и торговля сильно отстают от современного мира.
Эмбарго в сочетании с более чем полувековым коммунизмом привело к появлению высокообразованного, чрезвычайно грамотного, но отчаянно бедного и голодного населения, многие из которых испытывают душераздирающее желание покинуть остров или, говоря по-испански, найти «salida » — выход.
Зачем оставаться в стране, где таксист зарабатывает больше, чем инженер-атомщик, а истощенный инженер изо всех сил пытается прокормить свою семью?
Принятие Биткойна
В такой ситуации удивительно, почему кубинцы не стекаются в Биткойн как в деньги, существующие вне государственного контроля. Тем не менее, многие кубинцы изучают биткойн и постепенно обращаются к нему.
Катрия, один из главных героев нового документального фильма Cointelegraph и один из основателей кубинского биткойна, объясняет, что на Кубе может быть около 5000 биткойнеров, а если включить в него криптоэнтузиастов в целом, это число будет еще выше.
Кубинцам непросто попасть в криптовалюту. Во-первых, те, у кого есть подключение к Интернету, не могут зарегистрироваться на Binance, Coinbase или Gemini из-за своего гражданства. Для американцев кубинского происхождения, проживающих на острове, правительство Кубы ограничивает доступ к американским веб-сайтам. Кубинцы покупают биткойны в одноранговой сети через группы Telegram или WhatsApp, а также на личных встречах.
Что меня поражает, так это крошечные суммы денег, которые кубинцы откладывают, чтобы сэкономить или «сложить деньги». Экономия 1000 сатоши (менее 1 доллара в неделю) имеет смысл для кубинца, зарабатывающего 40 долларов в месяц. Кубинского песо, возможно, не будет через 10 лет, но Биткойн, безусловно, будет.
Одноранговый процесс прост, но он не удобен для новичков, и эти препятствия могут помешать внедрению — хотя, как объясняет Катрия, у них есть и положительная сторона:
«Поскольку нам отказывают [access to exchanges] по умолчанию, будучи кубинцами, мы никогда не сможем пройти KYC [Know Your Customer]так что для нас это хорошо, по крайней мере, с точки зрения конфиденциальности».
Покупка биткойнов в одноранговой сети и хранение биткойнов, взяв на себя владение закрытыми ключами, безопаснее. Клиенты, которые доверяли свои криптовалюты таким кастодианам, как FTX, BlockFi, Celsius и Vauld, были уничтожены. У кубинцев такой возможности нет, и хотя это занимает больше времени, зато безопаснее.
Эрих Гарсия Круз, основатель QvaPay и BitRemesas — системы денежных переводов, использующей биткойн и имеющей десятки тысяч кубинских пользователей, — говорит, что небольшое, но растущее число клиентов биткойнов в некоторой степени отражает зарождающуюся интернет-культуру Кубы.
Связь и свобода информации
Кубинцы смогли серьезно подключиться к Интернету с 2013 года. Таким образом, пока остальной мир наслаждался iPhone 5C и 4G, несколько счастливчиков, которым посчастливилось получить доступ к компьютеру, смогли выйти в Интернет в том же году, хотя и с ужасным подключением к Интернету.
Теперь кубинцы могут получить доступ к сети 3G, а иногда и 4G на своих телефонах. Технически подкованные и молодые кубинцы используют VPN, чтобы обойти онлайн-ограничения.
В целом, отставание в интернет-инфраструктуре в сочетании со стоимостью и сложностью покупки смартфона с пугающе низкой зарплатой означает, что Куба сильно отстает в сфере информационных технологий.
В 2021 году Всемирный банк сообщил что три четверти населения Кубы имеют доступ к Интернету. Но хотя проблема улучшается, интернет-цензура процветает, и кубинцам неоднократно говорят доверять правительству через государственное телевидение, газеты и средства массовой информации.
Публикации независимых СМИ квалифицируются как «вражеская пропаганда», о чем мне неоднократно предупреждали в ходе расследования. Я не буду делиться этими историями здесь, но можно с уверенностью сказать, что рассказ таких историй навлек бы на меня неприятности, если бы я остался на Кубе.
Два кубинских журналиста в изгнании с тех пор посоветовали мне какое-то время не возвращаться на остров, особенно если документальный фильм Cointelegraph привлечет много внимания.
Забавное предостережение для государственных СМИ заключается в том, что сторонник биткойнов Макс Кайзер Макс Кайзер принял некоторых кубинцев за апельсиновые таблетки. Его выступления на новостном канале Russia Today были одобрены для трансляции на Кубе. Некоторые из сверстников Катрии смотрели шоу, в котором Кейзер критикует бумажные валюты и продвигает биткойны.
И все же Биткойн — это волшебные интернет-деньги; он живет в сети. Если кубинцы не в сети или не смотрят Russia Today, как они могут об этом узнать?
Оранжевая таблетка Куба
Биталион, один из основателей кубинской Биткойн, работает в сфере телекоммуникаций на правительство. Он объясняет, что как привилегированный работник государственного сектора он получает выгоду от более высокой скорости интернет-соединения и более низкого уровня онлайн-цензуры.
Биталион наткнулся на официальный документ Биткойна в 2014 году и увлекся идеей независимой валюты без границ. Он риторически задает вопрос: что они могут привезти в новую страну тем удачливым кубинцам, которые имеют возможность выезжать за границу? Песо в кармане или биткойн в мобильном кошельке?
Как и другие сторонники биткойнов на острове, Биталион добровольно посвящает свое время обучению людей и поддержке принятия биткойнов. Он также один из немногих кубинцев, управляющих биткойн-узлом. На Кубе первая встреча только для биткойновон демонстрирует десяткам кубинцев, как оплачивать товары и услуги непосредственно на своем узле Lightning Network.
Круз, Форте и бесчисленные владельцы бизнеса объясняют, что Биткойн — это «оранжевая таблетка», которую легко проглотить, особенно для кубинцев, способных использовать цифровые технологии. Вы им просто объясняете, что это никто не контролирует; это деньги без гражданства.
По номинальной стоимости Биткойн — это полезный инструмент для страны, которая на протяжении нескольких поколений была финансово и экономически ограничена. Но для Forte, Catrya и Bitalion идеология Биткойна находит сильный отклик.
Форте шутит: «Сатоши не создавал Биткойн для кубинцев, но нам он действительно пригодится».
В надежде побудить больше кубинцев исследовать Биткойн, трио и кубинское биткойн-сообщество проводят ежемесячные образовательные встречи, на которых они объясняют принципы Биткойна и углубляются в его философию.
Они недавно представил популярная в стране программа Mi Primer Bitcoin («Мой первый биткойн»), которая уже набирает обороты в Сальвадоре и скоро будет преподается в школах по всей стране.
Почему вы приняли Биткойн? Почему вы принимаете биткойны?
Круз из QvaPay объясняет, что Биткойн — это финансовый инструмент, который позволяет небольшому, но растущему числу кубинских владельцев бизнеса получать доступ к иностранным продуктам.
Недавние президентские администрации США меняли политику в отношении кубинского эмбарго, ослабляя и ужесточая различные аспекты в зависимости от политической целесообразности.
Поставщики апельсиновых таблеток Cruz в попытке открыть кубинскую экономику для международных рынков, где это возможно:
«Вы принимаете биткойны, потому что имеете дело с частным [independent] монета. Правительство не имеет доступа к вашим транзакциям, и вы имеете свободу делать все, что захотите».
Термин «свобода» или «свобода» часто появлялся, когда я общался и встречался с кубинскими биткойнерами, криптоэнтузиастами и предпринимателями. Тот факт, что граждане могут хранить деньги в кошельках, не допуская злоупотреблений со стороны правительства, привлек многих кубинцев, которых правительство постоянно подводило.
Возможность хранить богатство на мобильном телефоне в кошельке Bitcoin Lightning вместо песо в банке также является повышением эффективности. Это означает, что больше не будет очередей в банках, чтобы обналичить деньги, которые могут обесцениться на несколько песо в праздничные выходные.
Круз и трое других владельцев бизнеса также утверждают, что прием биткойнов приносит пользу отдыхающим. Адан, владелец ночного клуба, бара и ресторана, объясняет, что туристы привозят на Кубу много денег на отдых, а это рискованно.
Иметь биткойны на мобильном телефоне в кошельке — это более безопасный способ путешествовать, чем демонстрировать пачки долларовых купюр, которые в конечном итоге попадают на черный рынок Кубы, непреднамеренно поддерживая незаконную, а иногда и опасную деятельность черного рынка по публичному обмену банкнотами.
Адан принимает биткойны из-за международного бренда, который несет логотип биткойна. Это открывает двери его баров на другой потенциальный рынок. Подобно Сальвадору, где биткойн-туризм стал тенденциейБары и рестораны на Кубе также могут привлечь отдыхающих, которые будут тратить на кассах сатоши вместо песо.
Наконец, существует множество способов, которыми внедрение Биткойна может привести к положительным и неожиданным результатам. Бар и ресторан Mister Navi, которыми управляют г-н Нави и его сын Джулиан, недавно начали принимать биткойны. После разговора с Forte, Catrya и Bitalion группа Cuba Bitcoin теперь проводит на этом месте образовательные встречи по Bitcoin.
Я дал биткойн чаевые одному из обслуживающего персонала у мистера Нави в первый день нашего визита. Пять дней спустя я снова увидел ее, когда мы пошли ужинать с мистером Нави и Джулианом. Она кажется другой — я спрашиваю ее, в порядке ли она. Она признается, что несколько дней назад ее ограбили, и злоумышленник украл ее сумочку, деньги и телефон.
К ее удивлению, когда она загрузила приложение Bitcoin Lightning, о котором я дал ей чаевые, средства волшебным образом снова появились на ее новом телефоне. Увидев ее реакцию широко раскрытых глаз, я снова дал ей чаевые.
Совершенно очевидно, что для кубинцев Биткойн может стать важнейшим инструментом обеспечения их финансового будущего перед лицом безудержной инфляции и государственного вмешательства или способом открытия рынков, на которые наложено эмбарго, и международного финансового мира.
Отказ от ответственности: взгляды, мнения и точки зрения, выраженные в этой статье, принадлежат автору и не обязательно совпадают с точкой зрения Cointelegraph.