Монетарная политика Эрдогана парадоксальна, отмечают наблюдатели, и ориентирована прежде всего на сохранение высоких темпов экспорта. Между тем индекс нищеты в Турции превысил индекс средней зарплаты
Обновлено в 15:06
В Турции растет инфляция, по данным статистического института страны Turkstat, в сентябре этот показатель превысил 83%. В октябре 2021 года он был чуть ниже 20%.
Несмотря на такую высокую инфляцию и снижение доходов населения, в четверг турецкий ЦБ снизил ключевую ставку в третий раз за последние три месяца, причем сразу на 150 базисных пунктов. Сейчас этот показатель в стране установлен на уровне 10,5%. Эксперты говорят, что регулятор следует монетарной политике президента Турции Эрдогана, который считает, что высокая ключевая ставка является причиной инфляции.
Экономическую ситуацию в Турции комментирует директор по анализу финансовых рынков и макроэкономики «Альфа-капитала» Владимир Брагин:
Владимир Брагин директор по анализу финансовых рынков и макроэкономики «Альфа-капитала»
О ситуации в стране рассказывает главный редактор «Московского комсомольца» в Турции Яшар Ниязбаев:
— Традиционной экономической моделью вы понижаете процентные ставки, когда у вас растет цена валюты, и вы повышаете ее тогда, когда она слабеет. А по модели Эрдогана вы должны снижать процентную ставку, когда растет инфляция. Если будешь снижать процентную ставку, то и будет снижаться инфляция. Это, к сожалению, так не работает, но он сказал, что это турецкая модель, мы будем так работать. Почему он это делает? Потому что, несмотря на то что видит и понимает, что снижение процентной ставки очень негативно влияет на инфляцию и на турецкую валюту, он все равно продолжает это делать, потому что в его понимании это очень плохо влияет на экономику, которая в большой степени зависит от экспорта. А где-то 90%, если я не ошибаюсь, дохода государства, ВВП составляет экспорт. Поэтому он делает ставку на экспорт. Но экспортеры в Турции не жалуются, но жалуются люди, которые работают на эти компании, потому что зарплаты их так быстро не растут, как растет инфляция, и снижается покупательская способность турецкой лиры.
— Как власти объясняют причины?
— Власти могут объяснять это тем, что есть некий заговор, лобби процентное, и им это не нравится. Есть заговор против тех людей, которые не хотят, чтобы Турция была сильной страной. То есть там разные конспирологические теории высказываются, кроме того, объясняется, что следование этой модели вначале будет трудным. Обещал в прошлом году Эрдоган, что в марте все наладится, однако в марте не наладилось, прогнозы не сбываются. А турецкие власти, Эрдоган настаивают на снижении процентных ставок.
— Ощущают ли инфляцию жители, насколько, а также бизнес? И в каких сферах жители страны ощутили изменения больше всего?
— Они очень это ощущают, именно поэтому рейтинг Эрдогана и падает, именно поэтому его партия получает очень низкую поддержку, в отличие от того, что у него было. В последнее время, может быть, внешние политические события положительно повлияли, рейтинг немножечко вырос, но в целом он очень негативный из-за настроений граждан, у которых упали доходы и покупательская способность. Там черта бедности, черта нищеты указывает, что она очень сильно выросла. Черта нищеты выше намного, чем минимальная оплата труда. И эта ситуация, конечно, сказывается.
Также Яшар Ниязбаев рассказал Business FM, что, несмотря на низкий рейтинг Эрдогана и падение доходов населения, серьезных протестных настроений в Турции сейчас нет.