На смоленском рынке недвижимости наступила стагнация. Цены на дома и квартиры, особенно в областном центре, «кусаются» все сильнее, покупательная способность смолян снижается. Как будет развиваться ситуация в ближайшие месяцы? Будет ли жилье дешеветь или продолжит дорожать?
Сегодня цены на квартиры в Смоленске и области колеблются от 57 тыс. до 75 тыс. рублей за квадратный метр.
В секторе индивидуального жилья они несколько иные, в зависимости от местоположения дома и его качества.
Изучив предложения, можно сделать вывод – те частные дома, которые двумя годами раньше можно было купить под дачу в диапазоне 200 – 400 тыс. рублей, теперь стоят не меньше 1 млн. И это притом что они далеко не новые и расположены в сельской местности.
Что же касается коттеджей в Смоленске, то их цены начинаются с 4 млн 500 тыс. рублей и доходят до 33 млн. При этом практически все строения – пеноблочные, то есть быстровозводимые и не слишком трудозатратные. Единственный «плюс», что почти все предлагаемые к продаже дома газифицированы. В новостройках тоже повсеместно индивидуальное отопление.
Ипотечная подножка
На вопросы о том, как в ближайшие месяцы может развиваться ситуация в региональной стройиндустрии, ответил генеральный директор «СмолСтромСервис» Вадим Косых.
– Вадим Вячеславович, что сегодня «тормозит» строителей?
– Однозначно ответить на этот вопрос нельзя, поскольку тут сплелось много факторов. Вряд ли сегодня может идти речь о динамичном развитии отрасли. Скорее всего, в будущем году мы увидим некоторые застойные явления в сдаваемых в эксплуатацию объемах, и я бы не исключил даже их некоторого снижения.
Это произойдет из-за того, что на сегодняшний день отмечается очень низкая покупательская активность смолян. Все сильно подорожало, в том числе и услуги строительных организаций. В результате мы видим подъем цен на рынке недвижимости. К этому добавились проблемы с получением ипотеки. Банки стали чаще отказывать кандидатам в заемщики. Сказались ужесточенные требования к тем, кто хочет воспользоваться этим видом кредитования.
– Теперь даже появились случаи, что в банке на мужчин смотрят косо – как на потенциальных мобилизованных, которым придется прощать ипотеку, – продолжает Вадим Косых. – Безусловно, принятый Госдумой закон – это необходимая мера для поддержки наших военнослужащих, находящихся в районах боевых действий. Но, с другой стороны, такая поддержка, как мне кажется, сдерживает процесс проектного финансирования строительства. После февраля банки в этом направлении и так практически не работают, стройорганизации с трудом решают вопросы получения кредитов. Со стороны банковского сектора выдвинуты очень жесткие требования по первоначальным собственным вложениям компаний, по дополнительным гарантиям обеспечения выданных на стройку кредитов.
У нас был случай, когда для получения нашей организацией кредита в размере 100 млн рублей мне, как руководителю, предложили положить на депозит обеспечительный платеж на ту же сумму! А потом взять банковские деньги и платить с них проценты! Я, естественно, задал вопрос: «Зачем это надо – положить 100 миллионов и тут же их занять, но уже под проценты?» Ответ был очень интересный: «Но мы же вам кредит даем!» Логика железная!
– С чем могут быть связаны такие подходы к кредитному финансированию строительства и не повлечет ли это появление в области «обманутых дольщиков»?
– Я думаю, что такие подходы к кредитованию строительства связаны и со сниженной покупательной способностью населения, и с общей нестабильностью в банковском секторе. Ведь ни для кого не секрет, что идет отток иностранцев из России, соответственно арендного жилья становится меньше… Этот бизнес тоже сбавляет обороты. Так одно обстоятельство цепляется за другое, и в сложившейся ситуации увеличения объемов строительства жилья ожидать, на мой взгляд, сложно. Скорее всего, до конца года организации постараются ввести в строй дома высокой готовности. То есть звучавшие заявления о том, что жилья в этом году будет больше, чем в прошлом, вполне актуальны, но надо понимать, почему это произойдет.
Сейчас все силы и деньги организациями брошены на завершение объектов, возводимых по договорам долевого строительства. Это необходимо для того, чтобы у нас не было обманутых дольщиков, поэтому строительные компании концентрируют силы на минимальном количестве объектов. До конца года объемы сдаваемого жилья не снизятся, и возможно, что даже превысят прошлогодние. Если правительство примет меры по стабилизации строительства, ипотеки, то отрасль продолжит развиваться дальше. Если нет – то сниженный спрос повлечет за собой и падение объемов сдаваемого жилья.
– Если так, то через несколько лет нас может ожидать дефицит жилья – со всеми вытекающими последствиями в виде подорожания недвижимости как на первичном, так и вторичном рынке?
– Дефицит жилья – вопрос сложный. В нем много факторов – это и состав семей, и их возможности покупки квартиры. Но вариант, чтобы у человека деньги были, а квартир на рынке не было, вряд ли возможен. Есть такие быстрые выходы из ситуации, как малоэтажное (до трех этажей) строительство, для которого не нужны ни проект, ни какие-то исследования, экспертизы, что ускоряет темпы возведения такого дома до считаных месяцев. Не надо сбрасывать со счетов и индивидуальную застройку, за которую взялись многие строительные компании. Возник дефицит – запустили в серию трехэтажки, через два-три месяца начали выдавать жилье на продажу или построили коттеджный поселок с домами на одну семью и погасили дефицит на рынке. С многоэтажным строительством сложнее, но если все финансовые инструменты будут применены, то в течение года и его объемы вполне можно восстановить.
Фото: pixabay.com