Завтра, в понедельник, монетарная комиссия Банка Израиля примет решение относительно размера ключевой ставки в июне. Опубликованный ранее прогноз Центробанка говорил о трех понижениях ключевой ставки в этом году и снижении ставки до 3,75% (с нынешних 4,5%) к началу следующего года. На данном этапе хорошей новостью можно считать консенсус аналитиков о том, что процент не будет повышен. Что касается снижения, то ситуация изменилась в последние месяцы, и если ставка и будет снижена, то незначительно и не скоро.
Нет никаких сомнений в том, что монетарная комиссия Банка Израиля оставить завтра, в понедельник, ключевую ставку на прежнем уровне, 4,5%. Последний, апрельский, индекс потребительских цен вырос на 0,8%, при этом прогнозы ожидали роста на 0,5%–0,6%, что должно было привести к замедлению годовой инфляции с 2,7% до 2,5%, так как из расчета годовой инфляции вышел высокий апрельский индекс 2023 года (0,8%). Но индекс вырос на 0,8%, и в результате инфляция за 12 месяцев в Израиле ускорилась до 2,8%.
Согласно ранее высказанным оценкам, три индекса потребительских цен за март, апрель и май в совокупности вырастут на 1,6%. Мартовский индекс вырос на 0,6%, апрельский вырос на 0,8%, так что не исключено, что рост инфляции за три месяца превысит прогнозируемый.
Аналитики отмечают ряд факторов, поддерживающих относительно высокий уровень инфляции: рост доллара и цен на энергоносители, высокие расходы на поездки за границу, повышение стоимости перевозок из-за атак хуситов, отложенный на «после праздников» рост цен на продукты питания и товары широкого потребления.
Инфляционные ожидания на рынке капитала выросли в последнее время, и аналитики теперь оценивают, что инфляция в Израиле в следующие 12 месяцев превысит 3%. Это стало одним из факторов, повлиявших на решение Банка Израиля оставить в апреле процентные ставки без изменений, и на этом фоне нет никаких шансов на то, что на заседании 27 мая монетарная комиссия даже взвесит снижение процента.
Глава Банка Израиля также не может оставить без внимания тот факт, что фискальная политика Израиля является экспансионистской с постоянным увеличением государственных расходов. Если при этом денежно-кредитная политика также будет экспансионистской, то есть характеризующаяся снижением процентных ставок, то в экономике произойдет резкий скачок инфляции. Не стоит забывать и отсутствие стабильности на валютном рынке. Курс доллара стабилизировался в районе 3,7 шекелей за доллар, но, как показывает практика последних месяцев, шекель может внезапно рухнуть, а рост доллара внесет свою лепту в рост инфляции.
Банк Израиля наверняка не захочет, чтобы шекель пошел по пути иены, которая рухнула по отношению к доллару до минимума с 1990 года из-за низкой ключевой ставки в Японии. Существует прямая связь между ростом доллара к шекелю и ростом цен, а потому Банк Израиля будет ждать начала снижения процента в США.
В США падают шансы и на снижение ставки в сентябре
Регулятор в США не торопится снижать процентную ставку. ФРС по итогам последнего заседания сохранила процентную ставку на уровне 5,25-5,5% годовых шестое заседание подряд. Решение было принято членами FOMC единогласно и совпало с ожиданиями большинства аналитиков и экономистов. Ставка находится на максимальном уровне за 23 года.
Еще совсем недавно рынки, воодушевленные тем, что инфляция в США стабилизировалась в районе 3%, ожидали первое снижение ставки в марте, а сегодня, даже снижение в сентябре рынки оценивают всего с вероятностью 50% (по данным CME FedWatch). Другими словами, три понижения ставки в текущем году, о которых рынки мечтали в начале года, ушли в историю, и будет хорошо, если до конца года регулятор произведет хотя бы одно понижение. Более того, ФРС не исключает возмошности повышения ставки при ускорении инфляции.
В ходе последнего заседания представители Федрезерва выразили тревогу по поводу «разочаровывающих» показателей инфляции, заявив, что последние данные указывают на вероятность ее устойчивого сохранения в ближайшие месяцы. «Различные участники заседания отметили готовность к дальнейшему ужесточению денежно-кредитной политики, если риски инфляции материализуются таким образом, что такие действия станут уместными», — говорится в протоколе.
«Детали», Ю.Л. Фото: Охад Цвигенберг