Только мобилизация общества, новая волна социальных протестов и давление потребителей – наподобие тех, которые потрясли страну в 2011 году – могут сдержать чудовищный рост стоимости жизни в Израиле, полагает заместитель главы Ассоциации бизнесменов Цамерет Авив.
В статье, опубликованной сегодня в «Исраэль а-йом» она пишет, что начиная с пандемии цены на продукты питания беспрестанно росли и за последние пять лет увеличились на 30%, тогда как на некоторые товары рост выразился в трехзначных цифрах.
Средняя потребительская корзина израильской семьи с 2019 года подорожала на 10 тысяч шекелей в год.
У роста цен есть объективные причины, связанные с нарушением линий поставок и подорожания доставки товаров из-за войны в Красном и Аравийском морях, когда многим кораблям приходится огибать Африку, чтобы дойти до Израиль из Азии. Но игроки на потребительском рынке – импортеры и торговцы — воспользовались ситуацией и несправедливо взвинтили цены под прикрытием объективных причин.
По данным Общества потребителей, которые публиковала недавно газета The Marker, за последний год в среднем на 7% подорожали 770 товаров.
Автор ссылается на данные StoreNext, согласно которым 60% потребительских товаров в Израиле находятся в руках 20 поставщиков, а 10 крупнейших из них контролируют поставки в Израиль 50% этих товаров. Эта гигантская концентрация потребительского рынка в руках немногих компаний создает почву для роста цен, и государство не предпринимает ничего, чтобы изменить ситуацию. Это продолжается уже 13 лет: вопрос о монополиях в области продуктов питания поднимался в результате мобилизации общества в 2011 году, напуганные политики создали комиссии по изменению ситуации, но никакого результата они не дали.
Поэтому, считает автор статьи, только самоорганизация общества, протест в виде бойкота крупных торговых предприятий и импортеров и поддержка малых и средних компаний, могут заставить «акул» рынка включить «заднюю скорость». «Мы уже видели, как мобилизация масс смогла повысить уровень жизни (в годы после социальных протестов 2011 года- ред.) и сейчас произойдет то же самое: крупным компаниям вновь придется понизить цены».
Вопрос только в том, есть ли у народа, измученного 12 месяцами войны, силы для нового широкого социального движения?