Смотрич упускает историческую возможность реформировать экономику Израиля

Смотрич упускает историческую возможность реформировать экономику Израиля


Многие высокопоставленные работники минфина усмехаются, когда Бецалель Смотрич начинает рассуждать о своей экономической политике. Это касается даже тех, кто считается приближенными министра. О какой политике он, собственно, говорит? У него ведь нет никакой политики.

Главное, что сделал Смотрич на посту министра финансов – это увеличил бюджет и государственные траты. Он раздает деньги налево и направо. Но это трудно назвать политикой. Министру просто не остается ничего другого в условиях продолжающейся войны, когда десятки тысяч израильтян по-прежнему не могут вернуться в свои дома. В то же время он продолжает столь же щедро расходовать и коалиционные деньги, и в этом отношении у него, безусловно, есть выбор.

Черновик законопроекта о хозяйственном урегулировании, являющегося частью госбюджета, наглядно демонстрирует отсутствие какой бы то ни было политики у министра финансов. Смотрич просто никак не влияет на формат государственного бюджета. Все, что он утверждает сейчас, было заложено его предшественниками. Это касается, например, и фонда муниципального налога, и закона о национальной инфраструктуре. Ни то, ни другое не является частью его экономической программы.

В законопроекте о государственном урегулировании невозможно найти ни одного параграфа, о котором бы говорил или который бы продвигал Смотрич. Зато в нем содержится немало заведомо нереализуемых пунктов, связанных с созданием различных комиссий и рабочих групп. В законопроекте вновь фигурирует создание муниципальных центров, регулирующих работу общественного транспорта. Об этом говорится уже несколько лет подряд, но денег на финансирование этого предложения, в конце концов, не находится.

Даже реформу хайтека, о которой Смотрич говорил в ходе своей последней пресс-конференции, невозможно назвать революционным шагом. Речь идет лишь о некотором ослаблении налогового бремени, не более того. Это даже реформой назвать трудно. В законопроекте о хозяйственном урегулировании снижение налогов на хайтек вообще никак не фигурирует. Канцелярия министра финансов обвиняет в этом министерство юстиции, но на самом деле в сложившейся ситуации виновен именно Смотрич. Это он в течение долгих месяцев затягивал обсуждение бюджета будущего года, и в результате у смежных ведомств не осталось времени на рассмотрение его предложений.

Скудный и маловыразительный

Отсутствие у министра экономических идей явственно отражается в законопроекте о хозяйственном урегулировании. Это скудный и маловыразительный документ.

В эти дни Израилю приходится бороться с дороговизной и высокой инфляцией. Одной из причин этого является засилье монополий на продовольственном рынке, находящемся под неограниченной властью крупных импортеров. После многочисленных проволочек Смотрич создал комиссию для обсуждения этой проблемы. Но кто-нибудь слышал о вынесенных ею рекомендациях – хотя бы предварительных? Были ли предприняты какие-то меры для борьбы с дороговизной в Израиле? Это, к сожалению, лишь риторические вопросы.

Кроме того, ультраортодоксальные партии продолжают получать миллиарды шекелей в счет обещанных им коалиционных денег. Это очевидным образом отдаляет ультраортодоксов от рынка труда. Смотрич игнорирует этот факт. Он только и делает, что обещает представить какую-то программу поощрения ультраортодоксальных мужчин к выходу на работу. Но в законопроекте о хозяйственном урегулировании ничего подобного не фигурирует.

Кроме того, Смотрич часто говорит о необходимости ужесточения борьбы с отмыванием капитала. Законопроект предусматривает некоторые шаги в этом направлении. Но, по мнению специалистов, они очевидным образом являются недостаточными. Более того, предлагаемые Смаотричем меры – в случае, если они будут утверждены – вступят в силу только через несколько лет.

Где экономическая повестка дня?

В Израиле нет министра финансов, способного сформулировать экономическую повестку дня. Это и в обычные дни представляет проблему для небольшой страны, пытающейся обогнать других в экономическом развитии и полностью исчерпать свой экономический потенциал. В странах с быстро растущим населением, к числу которых относится в Израиль, экономика нуждается в постоянном стимулировании, иначе ускорить темп ее развития практически невозможно.

Но в эти дни Израиль находится в состоянии затяжной войны, экономика приближается к стагнации, а ВВП сокращается. В такой ситуации страна отчаянно нуждается в министре финансов с экономической повесткой дня, стремящемуся к совершению революционных шагов. Именно периоды острых кризисов, как правило, предоставляют шанс для проведения болезненных реформ при широком общественном согласии. Речь идет не о том, чтобы наскрести где-нибудь еще один миллиард шекелей, а о стратегических изменениях, способных ускорить экономическое развитие Израиля в долгосрочной перспективе.

Но Смотрич занят другими делами. В первую очередь он озабочен обслуживанием секторальных интересов и принятием решений в области обороны. Так Смотрич упускает историческую возможность проведения радикальных экономических реформ. Министр финансов раз за разом доказывает, что эта должность ему не по плечу. Он не обращает внимания на экономику страны – и в этом отношении ничего не меняется даже сейчас, когда международные кредитные агентства рассматривают возможность дополнительного снижения рейтинга Израиля. А это может существенно подорвать доверие к Израилю на мировых рынках.

Нати Токер. TheMarker, Б.Е. Фото: Эмиль Сальман ∇





Source link

administrator

    Related Articles

    Leave a Reply

    Your email address will not be published. Required fields are marked *