Сергей Хестанов. О чем говорит нынешний курс рубля — и как он может измениться

Сергей Хестанов. О чем говорит нынешний курс рубля — и как он может измениться


Узнайте больше в полной версии ➞

«Замглавы Минэкономразвития Торосов заявил о плане по укреплению рубля».

Рубль довольно хорошо отражает ситуацию с бюджетом, хотя близкие к ЦБ официальные экономисты категорически отрицают связь девальвации рубля с дефицитом бюджета. Они это делают прямо-таки яростно, с нажимом (что, кстати, у меня вызывает подозрения, поскольку макроэкономисты обычно не склонны к излишне эмоциональным высказываниям, а тут вдруг такой пафос).

Мне думается, что истина где-то посредине: с одной стороны, объяснять ослабление рубля только соображениями, связанными с дефицитом, не совсем правильно; с другой стороны, совершенно неправильно и игнорировать дефицит федерального бюджета как один из факторов ослабления рубля. В жизни чаще всего гипотезы, которые исходят из крайностей, не оправдываются — то, что мы наблюдаем, почти всегда представляет собой компромисс.

Скорее всего, и тут можно говорить о компромиссе. С одной стороны, у нас сильно поменялась структура платежного баланса — стало довольно много рубля, юаня, некоторых других валют, а доллара и евро стало меньше. С другой стороны, дефицит федерального бюджета стратегически никуда не делся, и он тоже какую-то роль сыграл.

Пока ослабления рубля, которое уже произошло, для решения текущих проблем достаточно. А учитывая, что ослабление это было резким, можно ждать за ним обратного движения. Это достаточно давнее наблюдение: за резким движением рынка в одну сторону почти всегда следует движение в обратную сторону. Его называют откатом, коррекцией и так далее, но сам факт известен хорошо. Так что, может быть, мы некоторое укрепление рубля и увидим, особенно если конъюнктура будет хорошая.

Сейчас она вроде бы неплоха: нефть дорожает, платежи за нее вроде бы налаживаются. Была проблема с рупиями, но и она якобы решается. В этих условиях мы вполне можем увидеть некоторое укрепление рубля. Вряд ли оно будет сильным, но, особенно после серьезного ослабления, хотя бы чисто по соображениям коррекции оно может произойти. Другой вопрос, что слишком крепкий рубль невыгоден ни экспортерам, ни федеральному бюджету, ни той части российского бизнеса, которая реально занимается импортозамещением.

Я думаю, что если укрепление произойдет, оно будет носить довольно умеренный характер. Чисто технически последний год рубль ходит с интервалами примерно по 10 рублей. Думаю, довольно хорошо будет смотреться его уровень около 90 рублей за доллар. Но это соображение чисто технического характера, которое себя проявляет тогда, когда фундаментальные, важные факторы, связанные с ценами, довольно нейтральны. То есть так может быть, если сюрпризов от геополитики не будет. А если какие-то катаклизмы случатся, наши рассуждения об уровне в 90 рублей за доллар сразу же станут неактуальны.

Есть еще факторы второго плана, менее активно влияющие на ситуацию. Думаю, было бы красиво, если бы Центральный банк на очередном заседании принял решение хоть немножко, но поднять ставку. Это уже окажет некоторую поддержку рублю. Вряд ли поднятие ставки будет сильным, но даже если он только на 0,25 процентных пункта или на 0,5 процентных пункта ставку поднимет, это будет сигналом для рынка.

То есть воздействие на рынок будет непрямым, 12% или 12,5% не слишком сильно различаются для него. Но в этом будет посыл, что, мол, мы не отступим, рубль мы хотим поддержать и будем давить ставкой. Словом, это было бы позитивным сигналом для рубля, который бы увеличивал вероятность его пусть не очень большого, но укрепления. Стоит понаблюдать, сделает ли ЦБ так. Повторю, это было бы красивым шагом.

Сергей Хестанов, экономист — для Telegram-канала «Давыдов. Мнения»



Source link

administrator

    Related Articles

    Leave a Reply

    Your email address will not be published. Required fields are marked *