Российская безработица в зеркале числа студентов

Российская безработица в зеркале числа студентов


Сначала определим, кого можно считать безработным. К ним экономисты относят тех людей, которые могут и хотят работать, но при этом сейчас нигде не работают. То есть находятся в активном поиске. Если человек в трудоспособном возрасте не ищет работу, то в статистику безработных он не попадает. Именно с этой точки интересно посмотреть на динамику количества студентов, поскольку это как раз та часть общества, которая может работать, но обычно не работает. Конечно, этот анализ несколько искажается за счет тех студентов, что все свои студенческие годы подрабатывают, но так делают далеко не все из них, да и подработки эти не слишком регулярны.

Оказывается, что число студентов в стране сопоставимо с количеством безработных, хотя динамика этих показателей, на первый взгляд выглядит плохо связанной между собой.

С 1992 по 1999 год число безработных в стране увеличивалось и где-то в 1999 наступил перелом. Ничего удивительного в этом нет. В России, с одной стороны, постепенно начали работать рыночные реформы, но, прежде всего, резко начала расти цена на нефть.

Если в 1998 году нефть стоила около 13 долларов за баррель, то к 2008 году ее цена подскочила до более чем 100 долларов. Естестственно, спрос на нефть вызвал экономический рост в российской экономике, и безработица стала падать. Это хорошо видно на графике, показывающем зависимость числа безработных от цены на нефть. Фактически каждые дополнительные 10 долларов в цене на нефть приводили к сокращению числа безработных примерно на 500-700 тыс. человек.

Но как мы сейчас увидим, на безработицу могут влиять и другие факторы. Для это посмотрим еще на один график. Здесь у нас показано, как менялось в России число студентов в зависимости от количества безработных. Казалось бы, связь между ними должна быть очень слабой, однако в некоторые периоды времени она неожиданно становится довольно заметной.

Экономический рост, во многом спровоцированный ценой на нефть, в чем мы уже убедились, привел к тому, что спрос на квалифицированную рабочую силу вырос, и, как результат, начало расти количество студентов, еще сильнее уменьшая число безработных. Так продолжалось вплоть до 2010 года, когда экономический рост стал снижаться, и вместе с ним стало резко сокращаться и число студентов.

Интересно, что резкий рост числа студентов не подкреплялся ростом числа выпускников школ. Просто, начиная с 2000 года, большинство выпускников школ стали поступать в вузы.

Ситуация начала меняться с 2011 года. Экономический рост стал замедляться, и рост числа безработных перестал падать. Зато начала сказываться демография, число выпускников школ стало снижаться и вместе с ним начали пустеть вузовские аудитории. Впрочем, на рынке труда это до поры до времени не сказывалось. В 2020 году из-за ковида число безработных даже выросло, хоть и незначительно.

Перелом наступил в 2022 году. Здесь, по-видимому, сказалось сразу все – и плохая демография, и релокация, и нехватка мигрантов, и попытка «взнуздать» экономику вливанием бюджетных денег. Безработица начала резко падать и одновременно с ней начался рост числа студентов в вузах. Но рост этот пошел не за счет числа выпускников школ. Студенческая скамья оказалась хорошим способом избежать призыва.

Что же будет дальше? По-видимому, уровень безработицы будет продолжать некоторое время медленно снижаться, еще больше оголяя рынок труда и приводя к росту зарплат, а молодежь, по крайней мере в этом году и, возможно, в следующем, будет усиленно штурмовать вузовские аудитории в надежде пересидеть опасное время. Так что ждать высоких темпов экономического роста в России точно не стоит.



Source link

administrator

    Related Articles

    Leave a Reply

    Your email address will not be published. Required fields are marked *