Развитые страны начинают переход на четырехдневку

Развитые страны начинают переход на четырехдневку


В России чиновники и предприниматели пока боятся экспериментов с сокращенной трудовой неделей

У некоторых немцев появится третий выходной. Фото Reuters


Старение населения, нехватка рабочих рук и падение производительности – это проблемы не только России, но и многих развитых стран. Правда, в отличие от РФ эти самые развитые страны смело ищут нестандартные решения проблем оживления экономик и даже решения части демографических проблем. Бельгия и Япония начинают переход к четырехдневной рабочей неделе, поскольку уставшие и недовольные сотрудники слишком дорого обходятся для национальных экономик.


Германия с 1 февраля также начинает эксперимент с сокращенной рабочей неделей при сохранении для работников прежних зарплат. Такая политика должна увеличить внутренний спрос, повысить удовлетворенность работников и увеличить общую производительность труда.


Эксперты напоминают, что в РФ работодатель уже сегодня имеет право устанавливать сокращенную рабочую неделю. В ближайший четверг в Германии стартует шестимесячный эксперимент с участием 45 компаний по внедрению четырехдневной рабочей недели.


Сотрудникам при этом будет сохранена полная зарплата. Цель немецкого эксперимента – выяснить, остаются ли работники такими же продуктивными. Готовность к подобным экспериментам подтверждает сдвиги, которые уже происходят на немецком рынке труда. Германия испытывает заметную нехватку специалистов из-за старения населения, отмечает агентство Bloomberg. Почти половина немецких компаний уже не могут закрыть существующие вакансии.


Дефицит кадров в сочетании с высокой инфляцией побуждает большее число работников требовать повышения зарплаты при улучшении условий труда. К примеру, машинисты поездов, работающие на главного железнодорожного оператора Германии Deutsche Bahn, требуют сокращения рабочей недели с 38 часов до 35 без снижения зарплаты. А в профсоюзе строителей требуют для своих работников 20-процентного повышения окладов. Для Германии ситуация с нехваткой работников будет обостряться. К 2035 году страна потеряет еще 7 млн работников из-за старения населения и недостаточно высокого уровня рождаемости.


Один из ожидаемых эффектов четырехдневки – это сокращение заболеваемости персонала. По расчетам Федерального института безопасности и гигиены труда, в среднем каждый немец нетрудоспособен 21 день в году, что означает потерю для экономики добавленной стоимости в 207 млрд евро.


Германия не единственная страна, экспериментирующая с сокращенной рабочей неделей. Также с 1 февраля аналогичный проект запускается в Доминиканской Республике. Правда, здесь рабочие часы будут сокращены с 44 часов до 36 часов в неделю. Бельгия в 2022 году стала первой европейской страной, которая законодательно разрешила работникам трудиться четыре дня в неделю вместо пяти при сохранении оплаты труда. Опросы впоследствии показали, что более 56% сотрудников перешли на новый график работы.


Япония также поощряет свои компании предлагать сотрудникам укороченные рабочие недели в надежде, что тем самым люди будут стимулировать экономику страны через большие потребительские траты. Исследование компании Microsoft Japan, которая несколько лет назад вводила у себя четырехдневную рабочую неделю, показало, что производительность увеличилась на 40% за счет более короткой рабочей недели, а более 90% сотрудников заявили, что более удовлетворены короткой рабочей неделей.


В прошлом году эксперимент с четырехдневной рабочей неделей запустила и Великобритания. Результаты в целом также признаны положительными, в том числе на 65% сократилось количество дней по болезни, сообщает Bloomberg.


В России идея четырехдневной рабочей недели периодически вспоминается различными чиновниками. Однако они каждый раз скорее поясняют, почему в России такой эксперимент невозможен. По мнению властей, режим работы – это предмет обсуждения со своим работодателем.


«У нас на сегодняшний день нет необходимости четырехдневной рабочей недели, я вас уверяю. Наверное, большинство граждан хотят иметь возможность льготного свободного графика работы, но это предмет дискуссии со своим работодателем», – рассказывал летом прошлого года глава Минтруда Антон Котяков. Он тогда напоминал, что действующее законодательство позволяет работодателям реализовывать гибкий график работы для сотрудников, в том числе трех- и четырехдневные рабочие недели, и комбинировать дистанционную занятость.


С чиновниками в целом согласны и эксперты. «Подобный эксперимент не может быть реализован в РФ. У нас разная экономическая ситуация. Сейчас переход на четырехдневку точно никак не поможет экономике, а лишь усугубит ситуацию. Основная проблема в России – острый кадровый голод, связанный с расширением производства, налаживанием импортозамещения. Если в Центральной России, где в основном расположено производство товаров массового потребления, можно попробовать решить вопрос нехватки рабочих рук за счет мигрантов, то ближе к Уралу и дальше работать уже некому. Наша страна в условиях санкций не сможет быть конкурентоспособной без развития производства, и это все понимают», – говорит эксперт по социально-экономическому развитию Олег Мальцев.


Основная загвоздка кроется в невысокой производительности труда, обращает внимание инвестиционный стратег «БКС Мир инвестиций» Александр Бахтин. «Чтобы перейти на четырехдневную рабочую неделю, нужно, чтобы производительность труда качественно повысилась. В среднем россиянин тратит на работу за неделю столько же времени, как, например, и американец. В то же время, по подсчетам Международной организации труда, производительность труда в США превышает российскую примерно в два раза», – подчеркивает он.


При этом производительность труда в РФ по итогам 2022 года снизилась, по данным Росстата, сразу на 3,6%. Частично это объяснялось уходом западных компаний, которые, по данным исследований, демонстрировали заметный вклад в общее повышение производительности. Пока лишь некоторые отрасли в РФ показали рост производительности труда. Максимальный – на 8,7% – был зафиксирован в сельском хозяйстве. Почти на 2% выросла производительность труда в строительстве.


По мнению экспертов, российские работодатели не готовы к экспериментам. «Это потребует от работодателей серьезной перестройки управленческих процессов, к которым они зачастую не готовы, поскольку долгие годы потребность увеличения объема производства или закрытия вакансий решалась при помощи совместительства или привлечения дополнительного персонала», – считает профессор Финансового университета Александр Сафонов.


«В России для отдельных категорий работников установлена сокращенная рабочая неделя. В дополнение к этому миллионы самозанятых и индивидуальных предпринимателей (ИП) могут самостоятельно определять режим и продолжительность занятости и также работать, например, в режиме четырехдневной рабочей недели. Часть работников имеют неполную занятость. Другая часть работников трудится в гибридном или удаленном формате», – перечисляет руководитель экспертного центра «Деловой России» по трудовым отношениям Виталий Федин. По его оценкам, сокращенная (в сравнении с классической 40-часовой неделей) занятость может применяться к 40% рабочих мест.


«Наивно полагать, что переход на 4-дневную рабочую неделю, практикуемый во многих европейский странах, – это путь оживления экономик», – подчеркивает доцент РЭУ им. Плеханова Татьяна Захарова. По ее мнению, ни одна экономическая модель не сможет привнести в жизнь механизм оплаты невыполненной работы. «Работодателям в результате придется увеличивать штат для выполнения работ или выполнение той же работы и тем же сотрудником, но в его «свободное время» и без оплаты», – не исключает эксперт.


«Не совсем логично сокращать продолжительность рабочего времени при дефиците работников и сжимающейся рабочей силе. К тому же нет уверенности, что потери экономики в выпуске за счет дополнительного «выходного дня» будут компенсированы ростом производительности», – указывает руководитель отдела макроэкономического анализа «Финам» Ольга Беленькая. Однако она не исключает, что бизнес рассматривает этот проект как альтернативу требованиям работников о повышении зарплат.


Ограничение длительности рабочего времени могло бы помочь для снижения безработицы, продолжает аналитик. «И поэтому не исключено, что эксперименты с сокращенной рабочей неделей – это «прицел» на будущее, когда технологический прогресс, как многие ожидают, приведет к массовому высвобождению работников и одновременно росту производительности. Часть профессий при этом может начать сокращаться (например, среди рабочих профессий это могут быть водители и курьеры, а среди работников интеллектуального труда – секретари, бухгалтеры, юристы, менеджеры). В этом случае сокращенная рабочая неделя без потери в зарплате частично решала бы проблему социальной напряженности», – резюмирует Беленькая. 





Source link

administrator

    Related Articles

    Leave a Reply

    Your email address will not be published. Required fields are marked *