Правительство вводит пошлины на ряд экспортных товаров, за исключением нефти и газа. Пошлины будут гибкими, с привязкой к курсу рубля: если он будет меньше 80 за доллар — пошлины обнулятся, если больше — составят от 4% до 7% в зависимости от курса. Максимальный размер — 7% — будет устанавливаться, если курс превысит 95 рублей за доллар. Для удобрений пошлина может достигать 10% в зависимости от курса.
Новый порядок будет действовать до конца 2024 года. Он направлен на защиту внутреннего рынка от необоснованного повышения цен — так утверждает кабмин. Ожидается, что федеральный бюджет на гибких пошлинах будет зарабатывать по 50 млрд рублей в месяц. За год и три месяца до окончания действия пошлин бюджет получит около 750 млрд рублей.
«В то же время прибыль основных затронутых секторов за 2022 год составила 5,5 трлн рублей, в этом году прибыль снижается. В целом влияние [пошлин] на чистую прибыль будет где-то от 7% до 20%, но для кого то и больше, у кого больше роль импорта в издержках», — считает директор Института экономики роста им. П.А. Столыпина Антон Свириденко.
Уязвимые металлурги
Сильнее других пострадают производители, у которых экспорт формирует основную часть выручки, говорит аналитик ФГ «Финам» Алексей Калачев. Для производителей алюминия, меди и удобрений доля экспорта превышает 70%. Для производителей никеля, платины и алмазов — около 90%. «За счет ослабления рубля они могли, по крайней мере, компенсировать снижение экспортных цен. Но государство увидело здесь еще один источник пополнения бюджета и замещение выпадающих нефтегазовых доходов», — говорит Калачев.
В 2024 году компании цветной металлургии могут потерять от 10% до 30% EBITDA, черные металлурги — от 3% до 10%, производители удобрений — до 10%, говорит руководитель отдела по управлению акциями УК «Ингосстрах-Инвестиции» Александр Дорожкин.
Наиболее уязвимы в такой ситуации «Русал» и «Норникель», говорит управляющий директор департамента по работе с акциями УК «Система Капитал» Константин Асатуров. «Для первого ущерб может достигнуть около 20-30% от EBITDA за 2024 год, а для второго негативный эффект оценивается примерно в 10% EBITDA за 2024-й», — говорит он.
При этом давление на компании сектора цветной металлургии оказывают снижение цен на алюминий из-за замедляющейся мировой экономики, а также вероятное укрепление рубля, которое скажется на операционной прибыли, говорит аналитик «Алор Брокера» Андрей Эшкинин. По его мнению, справедливая цена для акций «Русала» и «Норникеля» составляет 32 рубля и 14 000 рублей соответственно, то есть на 23% и 14% ниже текущих значений.
Производители черных металлов и угля — НЛМК, «Мечел» и «Распадская» могут потерять от 5% до 10% EBITDA в следующем году, говорит Асатуров. Для производителей драгоценных металлов «Полюса» и «Полиметалла» ущерб может составить 5-8% EBITDA, для «Алроса» — до 10%, если компания возобновит экспорт в следующем году.
При этом наименьший эффект пошлины окажут на финансовые показатели ММК и «Северстали», поскольку из-за санкций доля экспорта в выручке компаний не превышает 10%, говорит портфельный управляющий УК «Альфа Капитал» Дмитрий Скрябин. Это мнение разделяет Константин Асатуров из «Системы Капитал»: по его мнению, эти две компании могут потерять не более 4% EBITDA в следующем году.
Двойной удар по удобрениям
Наиболее пострадавшими от новых экспортных пошлин выглядят производители удобрений, говорит аналитик «Цифра Брокера» Даниил Болотских. Он отмечает, что для них ставка установлена на уровне 10%, что выше, чем в других отраслях.
Механизм изначальной пошлины, который действовал с начала года, позволил бюджету собрать к июню лишь 5 млрд рублей вместо запланированных 120 млрд рублей. «Даже при таких низких платежах финансовые результаты производителей удобрений существенно ухудшились из-за всеобщего снижения цен на продукцию», — говорит Болотских.
Кроме того, с сентября этого года для производителей удобрений уже действуют пошлины в 7% без привязки к курсу рубля, то есть с октября они вырастут на 3 п. п., говорит Алексей Калачев из «Финама». «Если остальные облагаемые пошлиной экспортеры могут, в зависимости от курса рубля, платить от 0-7%, то поставщики удобрений будут платить от 7-10% и не ниже минимальной суммы, установленной для разных видов удобрений в размере 1100-2100 рублей за тонну», — говорит он.
При этом, продолжает Калачев, на внутреннем рынке есть обязательные объемы поставок в агросектор, но внутренние цены уже более двух лет заморожены. «То есть тут-то точно внутренний рынок был давно и прочно защищен и без пошлин. Новый порядок может обойтись производителям удобрений в 15-20% свободного денежного потока, или до трети чистой прибыли», — говорит аналитик.
По оценкам Андрея Эшкинина из «Алор Брокера», наиболее уязвимым в такой ситуации выглядит «ФосАгро». Компания в первом полугодии уже показала падение выручки почти на 37% из-за падения цен на удобрения, а чистая прибыль за этот период упала в два раза. По мнению Эшкинина, акции «ФосАгро» сейчас переоценены рынком, а их справедливая цена составляет 5200 рублей, то есть на 27% меньше нынешнего значения.
Что делать инвесторам
С введением пошлин все компании-экспортеры (за исключением нефтегаза, который не попал под новые правила) стали выглядеть менее привлекательными для инвестиций, считает Даниил Болотских из «Цифра брокера». «Если учесть одновременный рост ключевой ставки до 13% и доходности по коротким ОФЗ выше 12%, то в нынешней ситуации мы видим акции роста самыми привлекательными для инвесторов. Это банковский сектор и IT-компании», — говорит он.
Андрей Эшкинин из «Алор Брокера» призывает отдавать предпочтение компаниям нефтегазового и логистического секторов, поскольку на них новые пошлины не распространяются.
Тем не менее и среди компаний, которым придется платить гибкие пошлины, есть интересные инвестиционные кейсы, не согласен Константин Асатуров из «Системы Капитал». Он отмечает акции «Полюса», «Полиметалла», НЛМК, ММК и «Северстали». «Для всех этих компаний эффект от внедрения гибких экспортных пошлин не будет критичным, и им, вероятно, хватит денег как на возросшее налоговое бремя, так и на возобновление дивидендных выплат в 2024 году», — резюмирует он.