Предыстория
Считающееся крупнейшим нефтяным месторождением мира – казахстанский Кашаган – находится под управлением ряда международных компаний, консорциума North Caspian Operating Company (NCOC). В состав NCOC входят такие крупнейшие международные компании как: Shell, Total, Agip, ExxonMobil, CNPC, Inpex NorthCaspian Sea. Казахстану принадлежит лишь 16,877% через KMG Kashagan B.V.
В 2022 году экологи департамента по Атырауской области провели проверку на Кашагане и выявили ряд крупных нарушений экологического законодательства. Так, по данным специалистов департамента экологии Атырауской области, оператор проекта – консорциум NCOC – допустил сверхнормативное размещение серы. В частности, NCOC допустили размещение 1,2 млн тонн серы вместо разрешенных 730 тыс.
Также эксперты департамента заявили, что консорциум не в полном объеме исполняет план мероприятий по охране окружающей среды. В частности, проверка показала, что сточные воды сбрасывались в пруд-испаритель без соответствующей очистки, а при проведении контроля отсутствовали результаты анализа воды. Кроме того, неочищенный сырой газ сжигался на факелах без экологического разрешения.
Выявленные нарушения предусматривали наложение штрафа на консорциум в размере 2,3 трлн тенге. В NCOC посчитали итоги данной проверки необоснованными и попытались обжаловать их, обратившись в вышестоящий орган – Министерство экологии и природных ресурсов. Однако, в Минэкологии поддержали выводы своих коллег и NCOC пришлось опротестовывать эту проверку уже в суде.
14 июня текущего года специализированный суд Астаны по административным делам в лице судьи Нурлана Аубакирова вынес решение в пользу консорциума. Суд не согласился с доводами департамента и посчитал, что консорциум обоснованно оспаривает доводы экологов.
Экологи не стали мириться с проигрышем и подали апелляционную жалобу на решение суда первой инстанции. В настоящее время решение второй судебной инстанции еще не вынесено, идет разбирательство.
И в этот самый момент звучит месседж со страниц западной прессы о том, что NCOC якобы предупредил правительство Казахстана, что обратится в международный арбитраж по данному делу.
Будет ли арбитраж?
На пресс-конференции в службе центральных коммуникаций в понедельник, 16 октября, представитель Минэкологии, глава комитета экологического регулирования и контроля Жомарт Алиев заявил, что пока никаких официальных документов и уведомлений в адрес министерства не поступало о намерении NCOC обратиться в международный арбитраж.
“На сегодняшний день компания NCOC в адрес министерства или в адрес Республики Казахстан не обращалась с точки зрения направления материалов в арбитражный суд. Мы сегодня находимся в рамках национального разбирательства в национальных судах. На сегодня ни компания, ни мы в арбитраж не заявлялись”, – сказал Алиев.
Он подчеркнул, что у компании есть такое право, но пока официально она не уведомляла об этом.
В самом же консорциуме информацию об этом пока никак не комментируют. Стоит отметить, что коммуникации с NCOC довольно затруднительны. По телефону сотрудники пресс-службы никогда ничего не комментируют. Компания может ответить на официальный запрос, направленный на электронный адрес, а может и не отвечать.
Возможно, “слив” в СМИ об арбитраже использован намеренно, как угроза, в преддверии решения суда апелляционной коллегии.
О чём ещё спорит Казахстан с нефтяниками?
Помимо описанного нами экологического спора, уже начат международный арбитраж с оператором Кашагана и оператором еще одного крупнейшего месторождения – Карачаганак (Карачаганак Петролеум Оперейтинг, КПО).
В данном случае в арбитраж обратилось уже правительство Казахстана, пытаясь, как отметил глава Минэнерго Алмасадам Саткалиев, отстоять “интересы народа Казахстана”.
Казахстан намеревается отсудить у NCOC $13 млрд, у КПО – $3,5 млрд.
Ни Казахстан, ни компании не комментируют детали спора.
На минувшей неделе глава Минэнерго рассказал, что по спору пока обсуждаются рутинные вопросы, стороны выбирают арбитров.