Представители органов власти считают, что главная причина резкого подорожания масла в росте спроса. Объясняем, почему на самом деле правильнее говорить о дефиците этого продукта
Власти назвали абсурдную причину подорожания масла
Ценники на полках со сливочным маслом торговые сети переписывают в сторону увеличения едва ли не каждый день. Редкий покупатель теперь не задаётся вопросом, в чём причина роста цен на масло и на молочные продукты в целом и когда этот рост остановится. Руководители разного ранга и депутаты по долгу службы высказались о происходящем.
Министр сельского хозяйства России Оксана Лут в интервью «Ведомостям» заявила, что в нынешнем году спрос населения на сливочное масло заметно вырос — из-за роста доходов. А это привело к «определённому временному дисбалансу» на рынке. В этом же интервью министр отметила, что импорт сливочного масла в Россию в 2024 году в годовом выражении увеличился на 20%.
Первый заместитель председателя комитета Госдумы по экономической политике Николай Арефьев в интервью «Ленте.ру» озвучил похожую мысль: «Люди хотят есть и мороженое, и сливочное масло, и пирожные, поскольку у них деньги появились. Всё это привело к тому, что сливочное масло подорожало». Николай Арефьев напомнил также, что сливочное масло используется для производства мороженого. По словам Арефьева, в 2024 году большой интерес к российскому мороженому проявили США, которые его «интенсивно закупали».
Переходим к статистике. По самым свежим данным Росстата, объёмы производства масла в России падают. В январе сентябре 2024 года его было произведено 248 тысяч тонн. Это на 1,8% меньше, чем в аналогичном периоде прошлого года. В то же время, по данным Россельхознадзора, на конец октября наша страна импортировала 110,2 тысячи тонн сливочного масла. Это на 9% больше, чем на аналогичную дату прошлого года.
Обращает на себя внимание то, что данные по импорту у двух смежных ведомств — Минсельхоза и Россельхознадзора — заметно разнятся. Оксана Лут, напомним, заявила о росте импорта на 20%. В любом случае, если верить статистике, рост импорта не только заместил собой выпавшие российские объёмы производства сливочного масла, но и увеличил объём этого продукта на рынке.
Одновременно с этим Росстат сообщает о зарплатном и потребительском буме в России. По данным ведомства, рост реальных располагаемых доходов населения во втором квартале 2024 года составил 9,8%, в третьем квартале — 9,4%.
Подсчитывает статистическое ведомство и отдельно расходы на потребление. Для этого у Росстата в каждом регионе есть несколько десятков семей, которые регулярно предоставляют данные о своих доходах и расходах. Так вот — рост расходов на потребление феноменальный. Сейчас в среднем на члена домохозяйства приходится 28 773 рубля в месяц, а годом ранее — 24 871. Данные Росстата о тратах домохозяйств говорят о росте потребления молока и молочных продуктов.
Директор российского союза предприятий молочной отрасли Людмила Маницкая рост потребления молочных продуктов назвала беспрецедентным — со 167 килограммов в год на человека в 2020 году до 270 килограммов в год в 2024 году.
Таким образом, причиной резкого подорожания сливочного масла, действительно, вполне мог стать именно рост спроса. Но здесь стоит заметить, что этот рост на сей раз, похоже, был довольно неравномерным.
Из-за дефицита кадров в России резко увеличиваются зарплаты в промышленности (особенно в оборонной). В то же время зарплаты в некоторых других отраслях, зарплаты бюджетников, а также пенсии топчутся где-то в районе официального уровня инфляции, в который мало кто верит. Соответственно, спрос среднестатистического пенсионера на масло явно не вырос. А сейчас этого пенсионера ещё и новыми ценами огорошили.
Кроме того, стоит помнить, что рост спроса сам по себе — нормальное явление. И проблема вовсе не в нём. «У нас не хватает молока, значит, не хватает коров, — рассказала Людмила Маницкая. — У нас коров становится каждый год всё меньше и меньше. В прошлом году дойное стадо сократилось на 300 тысяч голов. Просто стадо сократилось на 500 тысяч голов. Вот так ежегодно из года в год». Так что на сегодня, на наш взгляд, правильнее говорить не о том, что «люди хотят есть сливочное масло», а о том, что производители и продавцы не могут удовлетворить этот спрос по прежним ценам.