В нынешнем году экономика продолжила рост, сообщила официальная статистика. Потребительская активность проявляет устойчивую динамику, а расходы граждан оказались даже выше уровня прошлого года. Ускорение в экономике и торговле не обошло стороной и номинальную зарплату, пишет газета “Каспий”.
Повышение зарплаты всегда радует. Номинальная оплата труда в нашей республике выросла с января по июнь на 8.8% и превысила 1 000 манатов, подсчитали в Госкомитете статистики. По Баку эта цифра обычно выше – средняя зарплата горожан подросла до 1 272 манатов. Таким образом рост средних окладов наших тружеников обогнал инфляцию, поскольку индекс потребительских цен за те же месяцы не превысил 1%. Следуя этим данным, наблюдается существенный перевес в пользу потребителя, поскольку рост средней зарплаты десятикратно обгоняет темпы повышения цен на потребительском рынке. При этом фактически за вычетом инфляции номинальная оплата труда за шесть месяцев года подросла на 7.8%.
Среднее арифметическое
По итогам года можно ожидать еще большего прироста зарплаты, полагают в экспертных кругах, хотя рост может быть разным в зависимости от отрасли. Такова особенность номинального показателя: его рассчитывают путем деления всего фонда начисленной зарплаты официально зарегистрированных работников на их среднесписочную численность. Если же оставить за скобками среднее арифметическое, то оклады варьируются от очень высоких до умеренных и самых низких. А ведь, помимо этого, нужно учитывать, что подсчет номинального оклада ведется до вычета социальных и налоговых выплат. Проще говоря, это еще не та зарплата, что выдается на руки. И тем не менее, резон для положительных эмоций и выводов все же имеется.
По оценкам опрошенных экономистов, реальная зарплата зависит от номинальной и цен на приобретаемые товары и услуги. Но мы уже выяснили, что темпы прироста среднего ценника на потребительском рынке страны значительно уступают повышению средних окладов. По уточнению экономиста Пярвиза Гейдарова, несмотря на официальный расклад, подросшая за годы высокой инфляции стоимость жизни пока еще играет не последнюю роль при оценке реальных доходов населения. А значит, к показателю номинального уровня оплаты труда следует подходить с осторожностью.
Что подстегнуло рост?
“Прежде всего нужно учитывать, что речь здесь идет о суммарном значении фонда оплаты труда вкупе с налогами и всем разнообразием социальных выплат. Среднюю зарплату получают путем деления этого фонда на количество официальных тружеников. На усредненный уровень оплаты труда влияет еще и растущее количество трудовых соглашений, заключаемых в процессе выявления скрытой занятости. Кстати, за прошедшую с начала налоговой перестройки пятилетку в этом русле наблюдается значительный прогресс, поскольку удалось заключить более 580 000 трудовых договоров.
В результате фонд оплаты труда увеличился у нас вдвое, особенно благодаря росту числа официальных сотрудников в частном сегменте рынка занятости. Заметьте, что только за полгода количество вновь заключаемых трудовых договоров превысило 69 000. Так что планка среднемесячной номинальной зарплаты у нас постоянно растет, и похоже, этот процесс продолжится. Все это, конечно же, имеет непосредственное влияние на повышение зарплаты и социальных пособий. Ежегодная индексация страховой части трудовых пенсий зависит от прироста среднемесячной номинальной заработной платы, включая растущие обязательные социальные отчисления от зарплаты. Поэтому нам нужно и впредь наверстывать начатый еще пять лет назад курс на обеление экономики и сферы занятости, ведь от успешности этих мер зависят возможности социальной защиты”, – поясняет эксперт.
Ощутимый эффект
Из отчетности Минэкономики следует, что одним из драйверов роста зарплаты и новых рабочих мест по-прежнему остается хозяйственный рост. Кстати, 4-5-процентное ускорение экономики в этом году связывают с целым перечнем причинно-следственных обстоятельств, где на первое место выходит опережающий рост ненефтяных отраслей. Добавленная стоимость в сырьевом секторе национального хозяйства увеличилась за отчетные месяцы всего на 1.2%. Зато в ненефтегазовом сегменте экономики этот показатель платежеспособности, устойчивости и рентабельности производств подрос на 6.7%.
Так что курс на развитие реальной экономики в условиях естественного падения добычи черного золота ожидаемо поддержал ускорение несырьевых отраслей. Государственный сектор пока лидирует на местном рынке труда. Однако на волне возрастающей деловой активности негосударственные предприятия постепенно перетягивают на себя сферу занятости, запуская маховик прироста вновь открываемых рабочих мест.
Кто в лидерах?
По словам министра экономики Микаила Джаббарова, только за минувшую пятилетку количество постоянных трудовых договоров в частном несырьевом секторе увеличилось на 79%. Такие качественные изменения – результат выраженного экономического роста, утверждает глава ведомства. Здесь нужно еще учитывать, что нынешнее ускорение ненефтяных отраслей оказалось даже выше ожиданий аналитиков. Опережающими темпами росло промышленное производство (38.4%), торговля и ремонт автотранспортных средств (9.6%), транспорт и складское хозяйство (7%) и пр. Но больше всех по-прежнему получают в добывающей сфере. По абсолютному уровню зарплаты в стране лидируют специалисты нефтегазовой промышленности, программисты, финансисты.