Как изменится жизнь в Израиле, если продолжать войну

Как изменится жизнь в Израиле, если продолжать войну


Профессионалы из министерства финансов представили на днях два списка. Черный – перечень действий властей, которые приведут к резкому ухудшению экономики и качества жизни граждан. И розовый – действий, которые способны вернуть Израиль на путь процветания.

►1◄ Название документа, обнародованного на прошлой неделе министерством финансов, звучит довольно сухо: “Трехлетний план госбюджета на 2025-2027 годы”. Минфин мог бы придумать более яркое название. Скажем, “Положение аховое”. Или: “Держитесь крепче, будет только хуже”. Однако сотрудники министерства решили не увлекаться громкими заголовками. Но это и неважно. Цифры говорят сами за себя.

Представленный общественности план – нумератор, особая методика управления бюджетом, разработанная профессором Юджином Канделем, когда тот занимал пост председателя национального совета по экономике. Этот инструмент был создан им после фиаско двухлетнего госбюджета 2011-2012 гг., завершившегося огромным дефицитом, вдвое больше запланированного. Это произошло потому, что правительство раздавало деньги направо и налево, не имея для этого никаких финансовых оснований. Идея разработанной Канделем методики проста: раз в полгода минфин должен публиковать документ, который показывает руководству и общественности, каким образом бюджетные решения правительства влияют не только на происходящее сейчас, но и на то, что произойдет в ближайшие годы. Чтобы мы понимали, в какой ситуации находимся, и могли с этим что-то сделать. Всякий раз, когда правительство обещает финансирование в будущем, оно вынуждено давать четкий ответ, откуда возьмутся деньги.

Как и предыдущие нумераторы, нынешний подробно показывает, что произойдет с правительственными доходами и расходами, что станет с бюджетным дефицитом. Судя по всему, он будет очень большим. Но это наименее тревожная часть документа. В любом случае цифры доходов, расходов и бюджетного дефицита в ближайшие годы изменятся еще 200 раз – в зависимости от никому не ведомых обстоятельств.

Что меня действительно встревожило, так это таблица 1.4 под заголовком “Изменения правительственных расходов”. Цифры показывают, что проценты, которые правительство будет выплачивать по государственному долгу, увеличатся многократно. Если сопоставить это с тенденцией роста социальных расходов (образование, здравоохранение, социальное обеспечение), окажется, что на определенном этапе выплаты процентов по госдолгу превысят рост социального бюджета.

Что это означает? Что из каждых 100 шекелей дополнительных налогов, которые вам придется платить в ближайшие годы (а платить вы будете гораздо больше, чем прежде), большая часть пойдет на увеличение бюджета безопасности, а остальное – на покрытие процентов по госдолгу – вместо увеличения социальных расходов. Через 3 года 27% (!) дополнительных средств, которые поступят в госказну, будут направлены на погашение долга и только 20% – на увеличение социальных расходов.

Такова цена войны, которую ведут люди, не располагающие какой-либо стратегией. Такова цена существования правительства, которое, кроме как раздувать грудь и угрожать в твиттере, не знает толком, что нужно делать. Такова цена ошибочного порядка приоритетов и отсутствия лидерства. Вот эта цена: меньше классов в школе, меньше визитов к врачу, больше расходов на безопасность, больше процентных выплат по госдолгу.

►2◄ Далее в документе его составитель, главный экономист минфина, отмечает факторы, которые могут изменить прогнозы в худшую сторону. Это “черный” список. Эскалация военных действий, особенно их распространение на другие фронты, “может привести к значительному удару по экономике, резкому увеличению расходов на финансирование и страхование, снижению доходов от налогообложения”.

Что еще может вызвать подобные последствия? Продолжающийся урон чувству личной безопасности израильтян – даже после окончания войны задержка с возвращением граждан, эвакуированных с севера и юга, в свои дома, снижение доверия инвесторов, расширение международных санкций против израильской экономики. Некоторые из перечисленных вещей, как мы знаем, уже происходят.

Экономический рост имеет критическое значение. Без него не будет новых рабочих мест, не будет увеличения налоговых поступлений. Без увеличения налоговых сборов невозможно укрепить безопасность, повысить уровень жизни и инвестировать в будущее. Поскольку Израиль – маленькая экономика в глобальном мире, значительная часть нашего роста зависит от того, что в этом мире происходит, – не только от финансовой ситуации, но и от того, что о нас думают другие страны, от того, как они нас воспринимают, хотят ли иметь с нами дело.

Любой из министров, который утверждает, что Израилю сейчас следует распространить военные действия на другие зоны, поскольку это якобы единственный способ обеспечить безопасность на десятки лет вперед, живет в воображаемом мире, где Израиль обладает неограниченной силой и неограниченными ресурсами. В реальном мире мы быстро приближаемся к пределу наших возможностей – военных, экономических, также теряя способности общества выстоять в чрезвычайной ситуации.

►3◄ В “черном” списке главного экономиста появился еще один фактор риска: продолжающееся замедление темпов роста хайтека. Правительство сколько угодно может оскорблять хайтекистов, называя их леваками и предателями, однако эта отрасль в Израиле достигла таких масштабов, что ее провал представляет собой существенную угрозу нашему уровню жизни.

Хайтек отвечает за 20% израильского ВВП, на его долю приходится более половины экспорта. Это наш главный природный ресурс – еврейские мозги, высококачественные кадры и инновационные технологии, которые они создают. Это “ускользающий” от точных расчетов ресурс, он неиссякаем, но если его постоянно не “поливать”, не ухаживать за ним, он угасает. А если не давать ему твердых гарантий на будущее, он просто уйдет из страны. Иногда уходят сами люди, а иногда, что не менее важно, – деньги, которые продвигают отрасль вперед.

Израильская сфера высоких технологий столкнулась с растущей конкуренцией еще до продвижения судебной реформы и войны в Газе. В мире появляется все больше хайтек-центров, привлекающих капитал. В глобальной гонке за инвестициями никто не испытывает особых сантиментов к Израилю (сейчас скорее наоборот), никто не делает нам скидок, никто не станет нас ждать. Мир и его деньги движутся вперед.

В 2023 году везде наблюдался спад в сфере хайтека (в основном из-за роста банковской процентной ставки, что делало более привлекательными традиционные инвестиционные направления). Однако в Израиле этот кризис ощущался намного острее. Если в других центрах высоких технологий инвестирование в стартапы сократилось на 30-40%, в Израиле этот показатель достиг 70%.

Количество новых стартапов последовательно снижается на протяжении целого десятилетия. В 2023 году в Израиле открылось 600 таких компаний – менее половины того, что было создано в 2014 году. Новые стартапы – стартовая площадка для средних и больших компаний будущего. Если этот поток в хайтек-трубе иссякает, то гибнет вся отрасль.

►4◄ Описанные здесь черные прогнозы вовсе не неизбежны. Это не слепой рок, а действия людей. Мудрое и ответственное руководство может реализовывать продуманную военную стратегию, предполагающую минимизацию побочного ущерба, закладывая при этом фундамент будущего процветания.

Мудрое и ответственное руководство знает, как изменить порядок национальных приоритетов, чтобы добиться максимального результата. Например, увеличить бюджет национального управления по инновациям. С 2021 года финансирование ортодоксального образования выросло с 1,2 млрд шекелей в год до 1,7 млрд шекелей. А бюджет управления по инновациям в период с 2000 по 2023 годы сократился вдвое. Правительство предпочитает инвестировать средства в прошлое, а не в будущее.

►5◄ После перечисления факторов риска составители минфиновского плана перечисляют то, что может оказать положительное влияние на темпы экономического роста. Это “розовый” список. “Завершение войны может подстегнуть оживление экономики, привести к высвобождению рабочей силы, задействованной в армейском резерве, возвращению эвакуированных в свои дома и формированию позитивных настроений как на рынке капитала, так и в реальной экономике”.

Другие факторы, которые могли бы положительно воздействовать на ситуацию и даже изменить тенденцию: возобновление нормализации с арабскими странами (с упором на Саудовскую Аравию), репатриация в Израиль качественных специалистов, приток еврейского капитала из диаспоры.

Иными словами, продолжение политики нынешнего правительства – это следование “черному” списку. Бесконечная война на истощение, тяжелое налоговое бремя, серьезное замедление темпов экономического роста, увеличение государственного долга, отсутствие иностранных инвестиций, снижение уровня жизни.

Если есть возможность добиться победы военным путем в Газе, то почему мы еще не победили? Если можно одержать верх над Хизбаллой, чтобы восстановить север, то почему правительство этого не делает? А если две эти цели недостижимы на данном этапе, то зачем пудрить гражданам мозги?

Израиль нуждается в руководстве, которое выберет “розовый” список на пути к лучшему будущему. Речь идет не о капитуляции, а о понимании ограниченности силы и наших истинных возможностей. Необходимо руководство, которое уже сейчас разрабатывает план окончания войны, возвращения заложников, перестройки и восстановления военной, политической и экономической мощи Израиля.

Этот процесс должен базироваться на инвестировании в будущее страны и стратегических альянсах с союзниками. Может быть, этот путь приведет к тому, что палестинцы будут отмечать 7 октября как день своей независимости – так египтяне празднуют 6 октября 1973 года как день своей победы. Увы, но это не под нашим контролем. Так или иначе, мы переживаем критическую стадию нашей истории. Пора сделать правильный выбор.

Подробности на иврите читайте здесь





Source link

administrator

    Related Articles

    Leave a Reply

    Your email address will not be published. Required fields are marked *