Опрос крупных компаний, проведенный в январе Российским союзом промышленников и предпринимателей (РСПП), показал рост настроений. Индекс деловой среды составил 49,5 пункта, вплотную приблизившись к рубежу в 50, после которого уже можно говорить об оптимистичной оценке. Это максимальное значение индекса за последние шесть лет исследований, пишет РСПП.
Настроения российских промышленников рухнули в марте 2022 года до исторического минимума — тогда индекс составил 32 пункта. Такого не было ни в пандемию COVID-19, ни во время первых санкций после аннексии Крыма.
Пограничное значение — 50 пунктов. Ниже — «ситуация сильно ухудшилась за месяц», ровно 50 — «не изменилась», а выше — «сильно улучшилась».
В январе «сильно улучшилась» оценка рынка сбыта собственной продукции (50,8 пункта, что сразу на 2,5 пункта выше, чем в декабре), а также «спрос в отрасли» (60,7 пункта) и «спрос на продукцию / услуги компаний» (58,3).
«Второй месяц подряд динамика спроса в отрасли опережает темпы роста спроса на продукцию компаний —до этого все было наоборот», — отмечает РСПП.
Оценка взаимоотношений в российском B2B секторе тоже говорит о положительных изменениях (50,4 пункта, рост на 2,9).
Треть опрошенных отметили рост новых заказов (в декабре доля этого варианта была ниже на 2,5 п.п.). У 57,1% компаний количество заказов осталось прежним, и у десятой части организаций оно снизилось. Индикатор составил значение 61,4 пункта, прибавив 4,2 пункта.
Индикатор «выполнение обязательств компаний перед контрагентами» поднялся до значения 52,7 пункта (+4,2 пункта) – в основном, респонденты отвечали, что всё осталось по-прежнему, в десятой части опрошенных компаний невыполненных обязательств стало меньше, и в 5% организаций их число, наоборот, увеличилось. По сравнению с данными за декабрь, доля ответов «невыполненных обязательств стало меньше» выросла в два раза.
Однако другие опросы не дают подтверждения такому оптимизму. Например, Индикатор бизнес-климата, рассчитываемый Центробанком, в январе снизился. «Текущие оценки по выпуску товаров и услуг уменьшились. Возможности расширения выпуска при растущем спросе ограничивались недостатком кадров и максимальной загрузкой производственных мощностей», — отмечал ЦБ.
Банк России, в отличие от РСПП, опрашивает не только крупный бизнес — в среднем в его опросах ежемесячно участвуют 14 798 предприятий ключевых видов экономической деятельности.
Оценка загрузки производственных мощностей в IV квартале 2023 года достигла очередного исторического максимума (81% после 80,7% кварталом ранее). Это значит, что у предприятий почти не осталось резервов для дальнейшего наращивания выпуска.
Второй значимый сдерживающий фактор — недостаток кадров. В IV квартале обеспеченность сотрудниками продолжала снижаться и обновила локальный минимум с I квартала 2020 года. Предприятия в строительстве, сельском хозяйстве, оптовой торговле, электроэнергетике и водоснабжении меньше верят в улучшение ситуации в I квартале 2024 года.