Хотя цены на нефть пошли вниз после нескольких дней активного роста и на торгах во вторник стоимость барреля марки Brent была менее $82, российский энергетический сектор по-прежнему чувствует себя достаточно уверенно. Об этом говорят не только отечественные власти, но и на «коллективном Западе», который все больше разочаровывается в эффективности санкций, призванных в первую очередь «лишить Москву ее сырьевых сверхдоходов».
После спада в 2022-м экономика России по итогам этого года вырастет примерно на 3%, что выше, чем в США или еврозоне, пишет агентство Reuters. И хотя агентство Bloomberg, в свою очередь, обращает внимание на тот факт, что РФ сократила экспорт нефти морским транспортом до самого низкого уровня с августа, оно все же добавляет, что это произошло после резкого роста поставок в октябре.
Именно тогда началась очередная волна разговоров о том, что полностью неэффективным показал себя основной санкционный инструмент, на который Запад возложил задачу ограничения российских доходов — так называемый «потолок цен» (price cap), установленный странами «большой семерки» и рядом их союзников для нефти, поставляемой танкерами из РФ, на уровне $60 за баррель.
Устойчивый рост мировых цен на нефть в этом году, а также обходные пути, которые удалось найти экспортерам, привели к тому, что значительная часть российской нефти уже много месяцев продается по ценам, значительно превышающим price cap. В итоге его главная задача так и не была решена — как пишет Reuters, цены на нефть для Москвы упали всего лишь с «очень комфортного» уровня до «просто комфортного», что позволяет России «оставаться сырьевой сверхдержавой».
Учитывая, что ситуация оказалась лучше, чем на то рассчитывали при планировании текущего госбюджета РФ, его дефицит в октябре заметно сократился, причем помимо сырьевой конъюнктуры этому также помогало снижение курса рубля. Превышение расходов над доходами за первые 10 месяцев 2023 года составило 1,24 трлн рублей ($13,45 млрд), или 0,7% ВВП. Это намного лучше, чем первоначальные планы по дефициту госбюджета в 2,93 трлн рублей (2% ВВП) за весь 2023 год, пишет Reuters, подчеркивая при этом, что доходы РФ от нефти и газа в октябре выросли на 27,5% по сравнению аналогичным периодом годом ранее.
На этом фоне большой сенсацией успело стать сообщение газеты Financial Times (FT) со ссылкой на неких «трех человек, знакомых с переговорами в Брюсселе», о том, что Евросоюз готовится поручить Дании проверять и, возможно, даже блокировать танкеры с российской нефтью, проходящие через ее территориальные воды.
Сразу же начались разговоры о том, что такой шаг мог бы нанести России куда больший ущерб, чем любое изменение величины price cap или попытки ужесточить правила его применения. Дело в том, что через датские проливы, который связывают Балтийское море с Северным, пролегает северный маршрут российского нефтяного экспорта — по нему идет около трети всех поставок, осуществляющихся при помощи танкеров. При этом в публикации FT звучало утверждение, что в октябре только 37 из 134 судов, перевозивших российскую нефть, имели западную страховку, что могло бы рассматриваться как повод для начала их «проверки» датскими властями.
Реакция Москвы последовала незамедлительно. Официальный представитель МИД РФ Мария Захарова на брифинге заявила, что Дания нарушит международное право, если будет останавливать и досматривать российские танкеры в своих водах, а пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков призвал Копенгаген соблюдать правила торгового судоходства.
Отвечая на вопрос журналиста о том, какие меры готова принять Москва, если подобные ограничения со стороны Дании вступят в силу, представитель Кремля заметил: «Вы предлагаете обсуждать такие серьезные вещи, основываясь на публикации газеты, которая даже не имеет ссылки на кого-то конкретного?» По его словам, так «делать невозможно». «Давайте мы сначала дождемся появления какой-то осязаемой информации, а потом уже будем рассуждать, что можно сделать», — цитирует слова Пескова ТАСС.
Однако никакой «осязаемой информации», видимо, вовсе не существовало. Через какое-то время западные СМИ, вновь со ссылкой на «трех дипломатов ЕС», сообщили, что пункт, касающийся российских нефтяных танкеров, так и не удалось найти в планах Европейской комиссии по ужесточению санкций против энергетического сектора РФ.
Теперь все внимание переключилось на заседание ОПЕК+, которое состоится 26 ноября в Вене. Financial Times утверждает (и вновь со ссылкой на источники), что нефтяной картель решит вопрос об очередном продлении ограничений на добычу нефти, истекающих в конце этого года, или даже договорится еще сильнее «прикрутить кран». Аналитики банка Goldman Sachs полагают, что ОПЕК готова удерживать цены на нефть марки Brent не ниже диапазона $80-85 за баррель на протяжении всего 2024 года.
При этом, как выяснилось, у российской нефтедобычи еще есть незадействованные резервы. Как сообщил вице-премьер Александр Новак, выступая во вторник в Совете Федерации, к 2050 году доля добычи из трудноизвлекаемых запасов может вырасти с нынешних 30% до 70% от общего объема производства нефти в России. По его словам, уже принят федеральный проект по разработке трудноизвлекаемых запасов, в рамках которого рассматриваются стимулирующие меры для добывающих компаний и разрабатываются необходимые технологии.
Михаил Макаров