Госдума во вторник приняла сразу в трех чтениях законопроект, предоставляющий мобилизованным бизнесменам отсрочку для решения организационных вопросов и передачи доверенности на ведение бизнеса другим людям. Первоначально предполагалось выделить на это неделю, а некоторые депутаты предлагали даже увеличить этот срок, но в итоге его, наоборот, сократили до пяти дней. Кроме того, в Думе выступил вице-премьер Марат Хуснуллин, рассказавший о специальной программе правительства, по которой жители Херсонской области, желающие ее покинуть, смогут получить жилищный сертификат на покупку квартиры или дома в любом регионе России.
Выступление Марата Хуснуллина проходило в закрытом режиме. По его итогам он сообщил журналистам, что правительство разработало программу выдачи жилищных сертификатов для жителей Херсонской области, которые хотят переехать: их бесплатно доставят и разместят в пунктах временного проживания. «Плюс мы предоставим определенную помощь за утерянное имущество, чтобы, когда они переедут, у них была возможность купить вещи первой необходимости. Такой подход мы обсудили, депутаты все поддержали»,— добавил он.
После этого Дума обсудила поправки, направленные на поддержку мобилизованных предпринимателей. Их авторами выступили представители всех фракций, а также сенаторы Андрей Турчак и Николай Журавлев. Законопроект дает возможность бизнесменам формально продолжить свою деятельность, несмотря на мобилизацию.Как пояснил глава комитета по экономической политике Максим Топилин («Единая Россия»), по действующим законам предпринимательство для любых военнослужащих находится под запретом, и в ходе мобилизации выявилось, что «ряд людей, которые имеют индивидуальный бизнес либо являются учредителями, в эту ситуацию попадают и фактически нарушают законодательство». Он подчеркнул, что принятия этого документа «очень ждут».
Законопроект дает мобилизованным право передавать управление бизнесом доверенным лицам или же просто сохранить регистрацию своих организаций без изменения на время участия в спецоперации.
На решение организационных вопросов предпринимателям в первоначальном тексте законопроекта отводилось семь суток.
Председатель комитета по обороне Андрей Картаполов (ЕР) напомнил, что закон о мобилизации был принят 25 лет назад и «по ряду положений устарел и не отвечает реалиям сегодняшнего дня».
Ярким примером этого, по мнению единоросса, как раз и является вопрос с призывом предпринимателей.
Андрей Альшевских (ЕР) усомнился, что бизнесменам будет достаточно недели для решения организационных вопросов. Олег Смолин (КПРФ) предложил увеличить этот срок «хотя бы до 14 суток». Станислав Наумов (ЛДПР) поддержал коллег. Но господин Топилин объяснил, что предоставить большую отсрочку не позволяет регламент мобилизационных мероприятий. «Когда мы прорабатывали этот вопрос с Министерством обороны, пришли к мнению, что нужно сделать именно этот срок. Но хотел бы подчеркнуть, что он в принципе достаточный. Мы с предпринимательским сообществом и с коллегами из структур, которые занимаются, прежде всего, малым бизнесом, этот вопрос согласовали»,— успокоил глава комитета.
Председатель комитета по вопросам семьи Нина Останина (КПРФ) обратила внимание на еще одну «устаревшую», по ее мнению, норму закона о мобилизации — об отсрочке для родителей четырех или более детей, либо троих детей, один из которых инвалид. «Даже если в семье один такой ребенок, совершенно очевидно, что он нуждается в том, чтобы отец был рядом с ним. А если мы сейчас с моими коллегами внесем поправки?» — предложила госпожа Останина. Пока позиция Минобороны по поводу детей-инвалидов «окончательно не сформирована», ответил Андрей Картополов. Госпожа Останина не успокоилась и напомнила о внутреннем документе Генштаба об отсрочке для родителей трех и более детей, который, однако, «работал лишь несколько дней». «Поступила команда “на усмотрение военкома”, и там, где план не выполняется, военком принимает решение об отказе от предоставления отсрочки. А если уже человек находится не в учебной части, а в воинской части, то вообще речи не идет о том, чтобы исправить эту ошибку»,— рассказала депутат.
Поправки к законопроекту депутаты подготовили за два часа, и в итоге вместо семи дней на решение организационных вопросов мобилизованные бизнесмены получили всего пять.
Срок сократился благодаря новой поправке Максима Топилина, Андрея Картаполова и сенатора Николая Журавлева. А вот внесенные коммунистами по следам выступления коллеги Останиной поправки об отсрочках для родителей детей-инвалидов, троих и более детей до 18 лет либо двоих детей в случае третьей беременности жены поддержки большинства не получили. Первый заместитель руководителя фракции КПРФ Николай Коломейцев даже заявил, что комитет по обороне проявляет «упорство и неадекватность восприятия ситуации». Единоросс Картаполов в ответ лишь пообещал продолжить консультации с Минобороны по поводу детей-инвалидов.
Кроме того, Дума приняла во втором чтении внесенный правительством в декабре прошлого года законопроект об изменении законов «О гражданской обороне» и «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Поправки наделяют правительство полномочиями определять порядок создания, реконструкции и поддержания в состоянии постоянной готовности систем оповещения населения, а также уточняют полномочия региональных властей по этому вопросу.
Дума поработает в полузакрытом режиме
Пленарное заседание Госдумы во вторник, вопреки давней традиции, не сопровождалось онлайн-трансляцией на сайте палаты. Она была отменена без предупреждения журналистов и без каких-либо официальных объяснений. Источники “Ъ” в Думе пояснили, что такое решение принял в понедельник совет палаты и оно обсуждалось спикером Вячеславом Володиным с лидерами всех фракций.
Как сообщил депутатам в начале заседания сам господин Володин, отмена трансляций связана с тем, что повестка заседаний в последнее время насыщена вопросами законодательного обеспечения спецоперации. Об этом рассказал “Ъ” собеседник в Думе. По его словам, у депутатов возражений не возникло, а слова спикера даже встретили аплодисментами. При этом аккредитованные журналисты смогут, как и раньше, следить за трансляцией заседания, находясь в думском пресс-центре.
По некоторым вопросам, рассматриваемым на пленарных заседаниях, онлайн-трансляция может быть включена, например в случае с «правительственными часами» (выступления в Думе министров), пояснил источник. Кроме того, по его словам, открытыми будут заседания комитетов, изъявивших такое желание. Как долго продлится такой режим, пока неясно.
К этому решению при обсуждении на совете Думы все отнеслись с понимаем, рассказал “Ъ” заместитель руководителя фракции «Справедливая Россия — За правду» Валерий Гартунг. По мнению первого заместителя главы той же фракции Олега Нилова, так депутаты смогут «откровеннее говорить и получать ответы». Зампред ЦК КПРФ, депутат Госдумы Дмитрий Новиков сообщил “Ъ”, что решение было принято советом, а всех депутатов «поставили во вторник перед фактом». По его убеждению, нужно было прекращать онлайн-трансляцию не всех заседаний, а только тех вопросов, которые связаны со спецоперацией на Украине.
Ранее Вячеслав Володин неоднократно просил депутатов не выносить на публичное обсуждение особенно острые вопросы, связанные со спецоперацией. Например, когда на заседании 3 октября лидеры оппозиционных фракций критиковали ход спецоперации и частичной мобилизации, спикер предупредил их, что «эти выступления будут использованы против нас». Обсуждать подобные вопросы надо в других форматах, неправильно, если это будет продолжаться с трибуны, подчеркнул господин Володин.
Между тем в Совете федерации заявили, что не планируют ограничивать трансляции пленарных заседаний. А председатель конституционного комитета палаты Андрей Клишас напомнил в своем Telegram-канале, что принцип открытости парламентских заседаний закреплен в ч. 2 ст. 100 Конституции РФ.