По словам высокопоставленных западных чиновников и российских финансистов, американские репрессии против банков, финансирующих торговлю товарами c Россией, значительно усложнили перемещение денег в страну и из нее.
Объемы торговли Москвы с такими ключевыми партнерами, как Турция и Китай, сократились в первом квартале этого года после того, как США нацелились на международные банки, помогающие России приобретать важнейшие товары.
Исполнительный указ США, введенный в конце прошлого года, заставил кредиторов отказаться от российских контрагентов и избегать операций в различных валютах, говорят западные чиновники и три высокопоставленных российских финансиста.
«России стало сложнее получить доступ к финансовым услугам, которые ей необходимы для получения нужных ей товаров», – сказала Анна Моррис, заместитель помощника министра финансов США по глобальным вопросам.
«Определенно, цель состоит в том, чтобы значительно усложнить движение этих денег, увеличить стоимость для россиян [и] трение в системе. Дезорганизация – это важный результат”, – добавила она.
По словам чиновников и финансистов, для того чтобы обойти ограничения, теперь требуется растущая сеть посредников, позволяющая избежать проверок со стороны регулирующих органов, даже если транзакции не имеют никакого отношения к нуждам российской армии, при этом увеличиваются расходы на конвертацию валюты и комиссионные.
«С каждым месяцем это становится все труднее и труднее. В одном месяце это доллары, в другом – евро; в течение шести месяцев вы, по сути, не сможете ничего сделать. Логическим завершением всего этого будет превращение России в Иран”, – сказал один из высокопоставленных российских инвесторов, имея в виду жесткие финансовые санкции против Тегерана.
Постановление США направлено против банков стран, которые зафиксировали резкий рост торговли с Россией после введения Западом санкций два года назад.
После начала конфликта на Украине Турция резко увеличила объем экспорта «высокоприоритетных» товаров – товаров преимущественно гражданского назначения, но признанных критически важными для военных действий, например микрочипов – в Россию и пять стран бывшего СССР. По данным Trade Data Monitor, в 2023 году объем поставок достиг $586 млн, что в пять раз больше довоенных объемов.
Однако в первом квартале этого года экспорт Турции в Россию упал на треть по сравнению с предыдущим годом и составил $2,1 млрд. А стоимость экспорта приоритетных товаров в Россию и соседние страны в первом квартале 2024 года упала на 40 процентов по сравнению с предыдущим кварталом – до $93 млн, что свидетельствует о влиянии исполнительного приказа.
По словам американских чиновников и экспертов, резкое сокращение экспорта, связанного с военными действиями, объясняется страхом банков перед последствиями со стороны США, которые могут отследить любую транзакцию в долларах и нанести ущерб кредиторам, вычеркнув их из долларовой финансовой системы.
Действия США связаны с сокращением потока чувствительных товаров в Москву. Экспорт «приоритетных» товаров из Турции в Россию и соседей ($). FT. Источник: Монитор торговых данных.
Казначейство может наложить вторичные санкции на кредиторов, если заподозрит, что они работают с компаниями, запрещенными из-за их связей с российским военно-промышленным комплексом.
«У США действительно есть рычаги влияния на финансовый сектор», – говорит Элина Рибакова, старший научный сотрудник Института международной экономики Петерсона. «Они могут вычислить, если вы делаете что-то не так, даже самый маленький банк, если вы каким-то образом связаны с долларом. Так что это пугает людей».
Ограничения на платежи оказали охлаждающий эффект далеко за пределами теневой торговли комплектующими для военных нужд, поскольку банки прекратили целые категории операций с Москвой, чтобы не попасть под санкции США.
Российские трейдеры обратились к более мелким банкам и альтернативным валютам, поскольку крупные банки в таких странах, как Турция и Китай, уклоняются от партнерства.
Владимир Потанин, контролирующий металлургическую группу «Норильский никель», недавно заявил, что из-за санкций доходы компании сократились по меньшей мере на 15 процентов с 2022 года, в том числе из-за 5-7-процентных комиссионных посредникам при экспортных операциях.
По словам Джейн Швец, партнера и эксперта по санкциям американской юридической фирмы Debevoise & Plimpton, торговцы, продающие товары в Россию, в том числе товары с ограниченным доступом, менее склонны к сдерживанию, чем банки.
Отступление крупных финансовых институтов нарушило торговлю, но вопрос в том, восстановится ли она, когда распространятся более «теневые» альтернативы для перемещения денег”, – сказала она.
По словам Матиса Мяэкера, главы эстонского подразделения финансовой разведки, все более сложные транзакции рискуют поставить в тупик западные регулирующие органы, охотящиеся за торговлей запрещенными товарами, поскольку российские организации и их контрагенты добавляют все больше операций, разделяющих покупателя и продавца.
«Если в цепочке четыре банка, это означает, что от одной транзакции, которая ранее проходила из пункта А в пункт Б, отделяется несколько платежей или переходов», – сказал он.
Это увеличивает стоимость транзакций, а также затрудняет их своевременное обнаружение правоохранительными органами, добавил он. «В мире так много банков – они найдут новый способ обойти санкции», – сказал он.
По словам финансистов, российские импортеры и экспортеры также заключают больше сделок в рублях из-за трудностей с обменом валюты на доллары и евро.
Трейдеры, покупающие российскую нефть в Индии, теперь проводят сделки в рублях после того, как США вынудили банки Объединенных Арабских Эмиратов отказаться от платежей в дирхамах, говорит высокопоставленный российский банкир и бывший руководитель нефтяной отрасли России.
«Это лазейка для санкций», – сказал высокопоставленный российский банкир, добавив, что иностранцам разрешено покупать рубли на Московской бирже для использования в расчетах с российскими контрагентами. «Эти платежи легко обрабатываются, потому что [иностранные банки] могут открывать корреспондентские счета в рублях в российских филиалах иностранных банков».
Он считает, что рубль станет «основной валютой в подбрюшье России, потому что это единственный способ сделать так, чтобы [Управление по контролю за иностранными активами Минфина США] этого не заметило».
В начале апреля Банк Грузии, второй по величине кредитор кавказской страны, акции которого котируются на Лондонской фондовой бирже, сообщил своим клиентам, что переводы в Россию в сфере «технологий, строительства, промышленности и авиации» будут осуществляться только в рублях.
Изменение было сделано «в соответствии с требованиями Ofac», говорится в сообщении, с которым ознакомилась Financial Times. Банк Грузии не ответил на просьбу о комментарии.
Трансграничные платежи все чаще осуществляются в рублях, в то время как использование китайской, турецкой валюты и валюты ОАЭ снижается, согласно данным российского центрального банка. До 2022 года менее 15 процентов российского экспорта оплачивалось в рублях. Однако в феврале этого года доля этой валюты выросла до 40 процентов, причем максимальный скачок был зафиксирован после исполнительного указа США.
В настоящее время Россия в большей степени осуществляет расчеты по своей внешней торговле в рублях. Доля экспортных платежей, осуществляемых в каждой валюте (%). FT. Источник: Центральный банк России
Что касается импорта, то доля рублевых платежей выросла примерно до 40 процентов с довоенного уровня в 30 процентов.
Однако ограниченная конвертируемость рубля не позволяет российским банкам и контрагентам восполнить утраченный объем торговли в долларах и других западных валютах, говорит высокопоставленный российский инвестор.
«Даже самые дружелюбные юрисдикции, такие как Кыргызстан, уязвимы. И вы все равно не сможете вывести туда столько средств, потому что капитал этих банков очень мал”, – сказал инвестор.
Подготовлено ProFinance.Ru по материалам The Financial Times
MarketSnapshot – ProFinance.Ru в Telegram
По теме:
При поставках нефти в Индию Россия обходит санкции быстрее, чем США их вводят