— Весной и летом мы читали новости о том, что зарубежные компании уходят из России, а также о слияниях и поглощениях. Как эти события повлияли на рынок труда топ-менеджеров?
— Трудно анализировать состояние рынка и делать прогнозы: слишком много переменных. Летом можно было предположить, что спрос на сотрудников начнет расти осенью — это время, когда соискатели массово выходят на рынок, а работодатели массово их «покупают». В этот момент обычно платят больше, потому что есть нужда в новых людях. Однако в конце сентября 2022 года была объявлена частичная мобилизация, которая повлияет на рынок труда, в результате чего мы можем увидеть не привычный рост рынка, а сокращение вакансий.
— В каких отраслях сейчас относительно стабильная ситуация?
— Все не так плохо с газом и нефтью, с оборонной промышленностью и вооружением, государственными корпорациями и интернет-отраслью. Есть много сфер, которые заняли выжидательную позицию, например золото, продуктовый ретейл или агропром. Все они интересуются: каким будет завтрашний день? Состояние турбулентности сказывается на всех.
— В чем именно? Стало сложно планировать?
— Да, горизонт планирования сократился до двух недель. Для найма белых воротничков это, конечно, плохо. С другой стороны, меняется отношение к тому, какие кадры в этой области нужны.
До определенного момента запрос на белых воротничков высокого уровня зависел от таких параметров, как капитализация, долгосрочное планирование, венчурные инвестиции… Теперь невероятную ценность приобрели руководители, которые зарабатывают здесь и сейчас. Те люди, которые мыслят в парадигме огромных трат и долгосрочных проектов, вероятно, находятся под большой угрозой. Работодателям нужны сотрудники, которые могут быстро увеличить маржу, продажи, найти окна возможностей в логистике, которые не просят «кубометр» денег и не обещают в ответ «счастье когда-нибудь», а придут и быстро сделают. Одним словом, нужны крепкие хозяйственники. Я думаю, что в связи с этим будет происходить большая замена кадров во всех отраслях, в том числе и в государственном аппарате.
— Мы много лет слышали призыв выйти из зоны комфорта. Свершилось?
— Возможно. Но бизнесу и людям правда очень сложно. У многих сломалось карьерное планирование. Они находятся в состоянии довольно сильного эмоционального испытания. А когда ты не тянешь эмоционально, действовать очень сложно.
К тому же, если мы говорим о белых воротничках, осталось очень мало людей старше 35–40 лет, которые работают только за зарплату. Людям важно понимать, что они делают что-то полезное, важное. Многие ищут новые смыслы, но с этим пока тяжело.
— Топ-менеджеров мы уже обсудили. Давайте поговорим про среднее звено. Здесь такая же неопределенность?
— Скажу чудовищную штуку, но это абсолютная правда: средних менеджеров спас коронавирус. На первой волне ковида компании испугались и стали массово увольнять сотрудников. Потом волна спала, и выяснилось, что работать некому. А люди в офисы не идут.
Компании поняли, что после таких испытаний нанимать новых людей дороже и сложнее, поэтому сейчас очень аккуратно подходят к увольнениям и до последнего не прибегают к подобному. Договариваются об изменении зарплаты, пересматривают социальный пакет, снижают KPI, но стремятся удержать людей. С другой стороны, очевидно: в некоторых отраслях увольнений не избежать, и их будет много. Это большая проблема, потому что нас ждет очаговая безработица. Люди, которые долгие годы трудились в одной отрасли и выстроили жизнь вокруг нее, находятся в зоне риска. Рано или поздно отрасль может начать выбрасывать людей. Процесс уже начался, но пока идет не очень заметно.
— Какие отрасли в зоне риска? Где дела идут не очень хорошо?
— Во-первых, отрасли, которые производят то, без чего люди могут прожить. Во-вторых, те, где все было завязано на импорте. Поэтому здесь стоит упомянуть непродуктовый ретейл и автомобильную отрасль.
— Вы сказали, что мобилизация повлияет на российский рынок труда в сегменте белых воротничков. Как именно?
— Думаю, что постепенно будут снижаться шансы трудоустройства менеджеров-воротничков через рекрутинговые ресурсы и любых карьерных консультантов. Это связано с постепенным уменьшением числа позиций для белых воротничков. Количество вакансий уменьшается из-за экономических санкций, которые уже приняты и могут иметь место в будущем: бизнес замедляется и пересматривает стратегии, собственники не готовы вкладываться в развитие. При этом вакансии на рекрутинговых ресурсах продолжат размещать, вас даже будут приглашать на собеседования, но не возьмут на работу. Наступает время «своих» кандидатов — не родственников, а тех, о ком можно сказать: «Я с ним работал, я ему доверяю».
— Что делать в этих условиях?
— Если вы работаете, крепко держитесь за свое место. Если вас куда-то переманивают, тщательно оценивайте шансы новой компании и конкретно этого направления, не стесняйтесь обращаться к карьерному консультанту или к своему окружению за инсайдами. Помните, что увольнять новичков много проще в юридическом и эмоциональном отношении. Если вы не работаете, срочно поднимайте все свое окружение. Ищите тех людей, которые могут рекомендовать вас в компанию. Это должны быть те, кому компания доверяет. Хорошо, если они находятся внутри нее. Канал личных связей дает больше всего результативных выходов на работу. Но речь идет именно о вашем нетворкинге, а не о контактах карьерного консультанта. Скорее всего, вам придется сокращать ожидания по зарплате и «затачивать» резюме под каждую вакансию. Будьте готовы принять первое предложение о работе, не дожидаясь идеального.
— В 2022 году из нашей страны уехало много специалистов. Мне приходилось слышать, что оставшиеся выросли в цене. Вы разделяете это мнение?
— Я скажу иначе. Нам кажется, что многие уехали, потому что это был наш круг общения. В масштабах страны уехало не так много людей, но в их числе были управленцы, я бы сказала, «золотого звена». И конечно, уехало много умных. Вопрос не в цене, а в том, что части управленцев, белых воротничков, раньше не достались бы определенные позиции, а теперь достанутся. Это не вопрос цены, это вопрос шансов. Выросли в цене только очень нужные специалисты. Таких направлений несколько. К примеру, нужны не просто логисты, а специалисты, которые смогут найти новые торговые цепочки в нынешних условиях. Их немного, и они подорожали. Выросли старшие IT-специалисты, которые продолжили работать очно в государственных или окологосударственных компаниях. Выросли хорошие антикризисные финансисты. Выросли лоббисты. Все остальные не упали в цене, но и не выросли.
— Мы плавно перешли к теме трудовой миграции. Москвичи в 2022 году уезжали за границу, а жители регионов активнее приезжали в Москву. Вы это наблюдаете?
— Конечно. Это происходит потому, что освобождаются места. И самые умные, самоуверенные и наглые в хорошем смысле кандидаты эти места занимают.
— Есть ли, по вашему мнению, регионы — кузницы кадров для Москвы?
— Я скажу другое: довольно много людей из благополучных регионов сейчас в Москву ехать не хотят, потому что жить дорого, а впереди неопределенность. И из самой Москвы люди уезжают меньше.
— Что сейчас происходит с россиянами за рубежом, в частности в странах Ближнего Востока?
— Для меня было большим открытием, что российский бизнес хорошо идет не в Дубае, где засели британцы и сложилось довольно сложное отношение к россиянам, а в Саудовской Аравии. Оказалось, что там существует большой спрос на наших специалистов. И платят в Саудовской Аравии значительно больше, чем в Дубае. Экономика ОАЭ сильно просела из-за коронавируса. После этого Эмираты продолжили расти, но спокойнее, чем до пандемии. Саудиты только в начале бурного роста. Там легче приживаются наши специалисты — отношение к ним лучше. При этом на рынках Ближнего Востока и Северной Африки очень демпингуют индийцы, причем к ним там хорошо относятся. Поэтому индийца с зарплатой $5000 возьмут охотнее, чем русского с большим опытом, но за $10 000. В этом регионе нет дефицита кадров на управляющие позиции: на каждую вакансию в день несколько тысяч откликов.
— Специалисты каких отраслей сейчас требуются в Саудовской Аравии?
— Во-первых, автоматизация. Во-вторых, инженерия и связанные с ней сферы. Энергетика. Устойчивое развитие. То, что в России сейчас не очень нужно, там востребовано. Как ни странно, Саудовской Аравии нужны работники культуры: страна пытается догнать и перегнать Эмираты и стать столицей развлечений, при этом собственных кадров в этой области нет. Поэтому Саудовская Аравия дает хорошие гранты художникам. А управленцы там не нужны. Во главе проекта всегда будет стоять араб, а вот в его команду нужны высокоуровневые компетентные специалисты.
— Какие страны удобны для релокации, с вашей точки зрения?
— Думаю, что релокация удобной не бывает. С точки зрения востребованности специалистов из России на рынке труда и быстроты адаптации Саудовская Аравия в моем рейтинге стоит значительно выше Эмиратов. Дальше я поставлю Узбекистан. Хотя в Узбекистане и Казахстане, к сожалению, формируется не очень позитивный опыт сотрудничества с нашими экспатами. Поэтому к дорогому экспатскому найму там стали относиться гораздо осторожнее. Да и в целом управляющих позиций немного. И чаще всего зарплата будет ниже вашей текущей российской. Назову также Сербию и Израиль. Но для меня Израиль — наверное, единственная страна, в которую при всех возможностях легко релоцироваться и найти работу я не перееду. Так случилось, что однажды там на моих глазах произошел теракт. В тот раз никто не умер, но после такого мне стало страшно там жить.
— А как насчет Армении, Грузии и Турции?
— Для меня прежде всего важен такой критерий, как наличие работы. Уровень жизни — это вторичный вопрос. В Турции сейчас по банальным экономическим причинам найти работу россиянам очень сложно. Однако если денег много, то Турция очень комфортна для жизни. Армения и Грузия — не те страны, где сейчас можно найти хорошую работу, если ты не ИТ-специалист.
— В какой стране лучше открывать свой бизнес?
— На первое место я, разумеется, поставлю ОАЭ. На второе место — Израиль, потому что это столица венчура с доступом к мировым деньгам. Дальше идут Грузия, Армения, Сербия, Португалия — они будут стоять в моем рейтинге вровень. И вообще это страны, близкие по уровню жизни, покупательной способности, сложности открытия бизнеса.
— Как бороться со стрессом во время переезда и смены работы? В марте 2022 года мы наблюдали панику, бегство. Что делать в ситуации стресса?
— До марта 2022 года было несколько волн пандемии, когда люди сжимались и ждали, что же произойдет. Тревожные новости шли одна за другой, рушились основы мотивации. Если вы чувствуете подобное, первое, что надо сделать, — признаться в этом самому себе, поделиться переживаниями с семьей и близкими. Если этого не сделать, будет только хуже. Также я советую сходить к врачу. Состояние подавленности легко корректируется за месяц, если у вас хороший эндокринолог. Следующий шаг — подумать о стратегии и сделать выбор: какое-то время «выезжать» на прошлом опыте, добрать необходимые новые компетенции или сменить сферу деятельности на близкую к вашей. И наконец, самое важное — находить новые смыслы. Например, начать новые проекты на работе, стать волонтером, заняться благотворительностью или менторингом. То есть действовать там, где вы нужны. Это вернет вам энергию. Сочетание всех этих усилий вас вытащит.
— Поговорим о будущем. Что ждет рынок труда в следующем году?
— Предполагаю, что будут востребованы, во-первых, сотрудники, которые могут принести компании деньги прямо сейчас; во-вторых, специалисты по рынкам Ближнего Востока, Южной Азии, которые помогут их осваивать. Правда, по второму пункту пока больше обещаний, чем реальных дел, но я верю, что эти разговоры в скором времени воплотятся во что-то реальное. Я не политолог, не экономист, поэтому не могу судить, почему интерес к новым регионам пока так слабо выражается в практических шагах.
— В завершение дайте, пожалуйста, несколько советов людям, которые ищут или планируют искать работу.
— Не паникуйте, не принимайте эмоциональные и необдуманные решения. Установите контакт с юристом по трудовым вопросам и с карьерным консультантом. Помните, что поиск работы — это тоже работа. Переделывайте резюме под новые запросы рынка. Будьте готовы к тому, что вам предложат меньшую зарплату, чем вы ожидаете. Грамотно задействуйте все свое окружение. Держитесь!